Изменение структуры социальной активности в старостиСтраница 2
После 70 лет успешно работали такие ученые, как П. Ламарк, К. Лаплас, Г. Галилей, И. Кант, И. П. Павлов (его «Двадцатилетний опыт» написан в 73 года, а «Лекции О работе больших полушарий головного мозга» в 77 лет); писатели В. Гюго, С. Вольтер, Б. Шоу, В. Гете (вторая часть «Фауста» написана, когда ему было уже к 80, и именно к этой фазе жизни относится его знаменитое высказывание: «Ребенок - реалист, юноша - идеалист, мужчина - скептик и старик - мистик»). Л. Н. Толстой (в период написания «Воскресения» ему 71 год, «Живого трупа» - 72, а «Хаджи-Мурата»76). Художники Микеланджело (писал до 79 лет), К. Мане (до 86), О. Ренуар (до 78), Эль Греко (до 73). По преданию, японский художник Хокусаи сказал, что все, созданное им до 73 лет, ничего не стоит, его художественная карьера началась только после этого. Тициан создал свои самые захватывающие полотна почти в возрасте ста лет. Верди, Рихард Штраус, Шютц, Сибелиус и многие другие композиторы работали до 80 лет и создавали в этом возрасте чуть ли не самую волнующую музыку.
К числу характерных особенностей творческих людей относится широта их интересов - активность творческой личности выходит за пределы семейных и узкопрофессиональных интересов и выражается в участии в общественной и педагогической деятельности. Примером в этом плане может служить жизнь Рабиндраната Тагора(1861-1941), творчеству и деятельности которого присущи разнообразие, динамичность, поиски нового, исключительно строгое отношение к себе, огромная работоспособность и отсутствие стереотипов в системе мировоззрения. Он писал стихи, пьесы, романы, повести и рассказы; был искусствоведом, педагогом и политическим деятелем; после 60 лет он занялся живописью и написал ряд замечательных полотен. Исследователь его биографии и литературного творчества М. Д. Александрова выделяет три пика продуктивности - 34, 49 и 69 лет.
Интерес представляет и анализ М. Д. Александровой творческой биографии И. С. Баха (1685-1750), чье творчество отличалось многообразием жанров. Он писал духовную, оркестровую, камерную и танцевальную музыку, сочинял произведения для органа и хора, органа и сольного пения, для клавира, для скрипки с оркестром. Он писал фуги и сонаты, прелюдии и кантаты, хоралы и концерты. Уменьшение количества сочинений в поздние годы связано с их монументальностью; кроме того, в эти годы он создает такие литературные музыковедческие сочинения, как «Музыкальные приношения», «Искусство фуги» И др., И ведет педагогическую деятельность.
Приведенные примеры демонстрируют разнообразие и широту интересов и деятельности творческих личностей и показывают, что они сохраняют свои потенциальные возможности даже в период позднего геронтогенеза.
Идеи и взгляды основных представителей неофрейдизма. Содержание
индивидуальной теории личности А. Адлера
Адольф Адлер (1870-1937) первым отказался от понимания бессознательного Фрейда. Главное понятие – стиль жизни. Закладывается в детстве. Руководящим началом деятельности является воля власти. Неудачные поступки, решения – формируют комплекс неполноценности. Неполноценность компенсируется через агрессивность, как стремление доминировать о ...
Определение, функции, хар-ки сознания
Представление о сознании возникло в философии, является одним из ее основных понятий и означает высший уровень психической активности человека как социального существа. Человеческое сознание – одна из последних тайн.
Вплоть до Нового времени сознание отождествляли с психикой в целом. Трактовалось как созерцание субъектом содержания соб ...
Тематический план по сенсорно-моторному воспитанию детей четвертого года
жизни
ФОРМА
Знакомство с геометрическими фигурами:
- первичное знакомство с плоскими и объемными геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
- накопление сенсорного опыта, обследование фигур с помощью разных анализаторов.
Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами:
- Сравнение и группировка фиг ...