Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Страница 2

Инфо по психологии » Психология общения » Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

На межличностные отношения влияют ролевые тенденции участников процесса управления. Важнейшая из них - признания лидера.

А социально-психологический климат как результат межличностных отношений оказывается в формировании общей мысли, оценки людей и событий, действий и настроев, отношения к работе.

По мнению А.Г Ковалёва, на межличностные отношения влияют три основных фактора:

- психологические особенности;

- социальная деятельность;

- общественное отношение.

Указанные факторы и связи между ними, что грунтуются на общении людей, являются органической оболочкой социально-психологического климата. От её качества зависит:

- психологический комфорт (с проекцией на здоровье членов коллектива);

- улучшение количественных и качественных характеристик работы;

- удовлетворенность производственной деятельностью.

Владея широкой гаммой характерных свойств (типологические особенности характера), человек может положительно или отрицательно влиять на окружающих, делая определенный взнос в основу психологического климата.

Личность, которая приносит в коллектив доброту и понимание, имеет способность к эмпатии, коммуникабельная, проявляет заботу, добросовестное отношение к работе, принципиальность и много других положительных качеств, безусловно, будет оказывать содействие оптимизации трудовой и социальной деятельности.

И наоборот, личность, которая пренебрегает нормами этики, проявляет эгоизм, невыдержанность, непоследовательность, демонстрирует худшие стороны своего характера, будет разрушать хорошие межличностные отношения, отрицательно влиять на социально-психологический климат, провоцировать конфликты.

Следует отметить, что типологические особенности личности сами по себе не определяют качество межличностных отношений, а значит и состояние психологического климата. Хорошо воспитанный человек-холерик будет сдерживать внешние проявления отрицательных эмоций. Невоспитанный, с низким уровнем культуры, холерик, постоянно конфликтующий, может быть невыносимым в коллективе. Ленивый флегматик, не будучи компетентным, всегда будет препятствием в творческой деятельности коллектива. Сангвиник, обделенный определенными социальными установками, также будет разрушать существующие хорошие межличностные отношения.

Кроме личностно-психологических особенностей, существенную роль в формировании межличностных отношений и социально-психологического климата сыграет деятельность человека, его социальные установки, подготовленность к работе.

Например, человек откровенный, опытный и профессионально высококомпетентный будет своим примером укреплять коллектив, создавать в нем оптимальный психологический климат.

Однако структура трудовых отношений не всегда зависит от волеизъявления членов коллектива. На эффект производственной деятельности влияет много служебных регламентов (правила, нормы, инструкции), что, ограничивая свободу личности, нарушают психологический комфорт. Регламентируя деятельность инициативного работника, ограничивая свободу жесткими рамками распорядка, руководитель может заметно снизить его творческий потенциал.

Свобода - понятия социальное, тесно связанное с психикой личности. Свобода без границ не воспринимается человеком как свобода. Физиолог И.П.Павлов выдвинул мысль о том, что счастье человека находится между свободой и дисциплиной. Одна свобода без суровой дисциплины и правил, без чувства свободы не может создать полноценную личность. Настоящее чувство свободы неощутимое, оно как воздуха, которого не замечаешь.

Чувство свободы тесно связанное с внутренним содержанием личности, его установкой на самосовершенствование. Свобода в процессе работы воспринимается неодинаково людьми разного образовательного уровня и разной социальной ориентации.

Руководителю следует иметь представление, какой ценой достигается высокий уровень организации работы, сколько "свободы" и "несвободы" закладывать у подпочвы деятельности конкретной личности. Наблюдения свидетельствуют, что чем больше работа связана с творчеством, тем меньше должно быть формальных ограничений, тем больше развязанной психически будет личность.

Страницы: 1 2 3


Индивидуальные различия волевой сферы личности
У людей бытует убеждение, что все делятся на волевых и безвольных. Соответственно у первых есть «сила воли», а у вторых ее нет. В действительности, как показали исследования, все не так просто. Можно быть «волевым» в одной ситуации и «безвольным» – в другой. Связано это с тем, что «сила воли» включает в себя несколько волевых проявлений ...

Выводы
1. Новая социальная позиция школьника изменяет самосознание ребенка. 2. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. 3. Эмоции и чувства становятся более стойкими. Появляются новые аффективные образования - «обобщение переживаний» (Л.С. Выготский). Эти аффективные образования (чувство неполноценности, чувство компетентности ...

Эффект суггестии в психологии и его использование в рекламной деятельности
Суггестия, или внушение, - это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого логического анализа, ни оценки. Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к определенным действиям. Суть внуше ...