Двухфакторная концепция Шехтера - СингераСтраница 1
Стэнли Шехтер и Джеферсон Сингер в 1962 году выдвинули когнитивную теорию эмоций, являющуюся по сути "компромиссом" между периферической теорией Джемса - Ланге и таламической теорией Кэннона - Барда.С. Шехтер и Дж. Сингер предположили, что эмоции есть следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активации [1; 191]. Логика рассуждения была следующая. Согласно всем известным источникам по психологии эмоций, включая теорию Джемса - Ланге, в появлении эмоции участвуют, по крайней мере, два компонента:
физиологическое состояние (в простейшем случае - возбуждение организма);
познавательные процессы (по крайней мере, на уровне восприятия) [3; 24].
Благодаря этим двум компонентам данная концепция получила название "двухфакторной". После выдвижения двух составляющих Шехтер и Сингер приняли решение манипулировать этими компонентами в эксперименте как независимыми переменными. Были сформированы группы, где созданы три независимые переменные:
состояние возбуждения, вызываемое инъекцией эпинефрина (синтетический адреналин);
информация, которую получают или не получают участники;
эмоциональное состояние партнера по эксперименту.
В действительности же всё происходило следующим образом. Испытуемым была сделана инъекция гормона адреналина (первая переменная), вызывающая активацию симпатической вегетативной нервной системы. Одной половине испытуемых сообщили о том, какие симптомы вызывает инъекция, в то время как другой половине сказали, что им введен физиологический раствор (вторая переменная). Затем каждый из испытуемых по очереди попадал в помещение, где находился актер, изображавший либо гнев (он читал некое письмо и будто бы в припадке бешенства рвал его на мелкие кусочки), либо эйфорию (он читал письмо и начинал прыгать от радости) - третья переменная. Испытуемые были отделены от актера прозрачной перегородкой и поэтому не могли вступить с ним в контакт [1; 192]. В последствии эксперимента, Шехтером и Сингером были выдвинуты три гипотезы:
Участники, получившие возбуждающую инъекцию, но не информированные о последствиях этого, будут интерпретировать свое состояние в терминах, доступных им в актуальной ситуации познавательных элементов. Так, если такие элементы будут предрасполагать к радости, то участники скорее будут испытывать радость, если к гневу, то, скорее всего у них тоже будет возникать гнев; притом, что и у тех и у других будет одно и то же состояние физиологического возбуждения.
Если участники, получившие возбуждающие инъекции, информированы о последствиях инъекции, то у них есть соответствующее неэмоциональное объяснение для своего состояния, то эмоции у них не будут возникать, даже, несмотря на то, что в ситуации присутствую располагающие к этому познавательные элементы.
Если участникам возбуждающая инъекция не была сделана, то эмоции у них не будут возникать, даже, несмотря на то, что в ситуации присутствуют располагающие к этому познавательные элементы.
Эти результаты позволили Шехтеру и Сингеру утверждать, что детерминирующим компонентом в формуле:
Гендерные исследования системы языка. Понятия
сексизма и патриархальных языков
Сексизм связан с понятием патриархальных языков, продуцирующих неравноправие полов. Основные характеристики патриархальных языков были описаны Хеллингер:
* Неравные шансы идентификации мужчин и женщин в языке (обозначение женщин языковыми единицами мужского рода).
* Семантическая асимметрия при наличии парных единиц (слова женского ро ...
Индивидуальные свойства личности и характера
Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят из реального бытия человека как реального существа, в его взаимоотношениях с материальным миром.
При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино ...
Личностная готовность
Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное – с любовью и восторгом. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.
Под влияние ...