Кросс-культурная концепция Экмана
Кросс-культурная концепции позволяет учитывать культурные правила выражения и переживания эмоций, которые действуют в различных культурных общностях.
Так Пол Экман совместно с Фризеном в 1972 году провели эксперимент по универсальной классификации телесных движений в разных культурах, в котором участвовали американцы и японцы. Испытуемым демонстрировали фрагменты фильмов, имеющие негативное эмоциональное содержание. В одном случае, испытуемые просматривали фильм в одиночку, их мимические проявления можно было описать как универсальные. В другом случае, к испытуемым заходил старший по возрасту экспериментатор. При нём американцы проявляли негативные эмоции, а японцы улыбались. Их улыбки не были интернализованными реакциями на негативную ситуацию. Следовательно, выражение эмоций на лице подвергается двойному влиянию универсальных, биологически детерминированных факторов выражения фундаментальных эмоций и специфических для данной культуры правил [1; 195 - 196].
Вследствие эксперимента Экман и Фризен выявили пять видов телесных движений:
"эмблемы" - конвенциальные жесты, имеющие вполне определенный вербальный эквивалент в культуре, например, выражение согласия или несогласия;
"иллюстраторы" - движения, дополняющие вербальное сообщение (например, при объяснении пути до определенного места);
проявление эмоций и коммуникативных актов - экспрессивные движения, которые могут быть как произвольные, так и непроизвольные;
"регуляторы" - движения, управляющие собственным телом и обеспечивающие контроль действий другого человека;
"адаптеры" - движения, снимающие дискомфорт, минимизируемые в публичной обстановке и максимизируемые в приватной [3; 207].
Более позднее в 1998 году Пол Экман провел другое исследование по универсальной выраженности и схожести в переживании фундаментальных эмоций, описанных Изардом. Данный эксперимент проведен 21 стране мира, так эмоция удивления опознавалась в 20 странах, эмоция страха - в 19, а эмоция гнева в 18 [1; 188]. Подробные результаты исследования изложены в диаграмме.
В дальнейшем схожесть в лицевой экспрессии эмоций стало рассматриваться как доказательство универсальности ряда основных "дискретных" эмоций, относимых к разряду "базовых". Также было описано соответствие между этими "базовыми" эмоциями и таксономиями эмоций в разных языках мира [3; 435 - 436].
Предисловие
Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.
От ...
Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой
психического развития
Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза.
В процессе развития речи можно выделить «доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуа ...
Суть, подходы, цели арт-терапии
Привлекательность метода арт-терапии состоит для современного человека в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. ...