Кросс-культурная концепция Экмана

Кросс-культурная концепции позволяет учитывать культурные правила выражения и переживания эмоций, которые действуют в различных культурных общностях.

Так Пол Экман совместно с Фризеном в 1972 году провели эксперимент по универсальной классификации телесных движений в разных культурах, в котором участвовали американцы и японцы. Испытуемым демонстрировали фрагменты фильмов, имеющие негативное эмоциональное содержание. В одном случае, испытуемые просматривали фильм в одиночку, их мимические проявления можно было описать как универсальные. В другом случае, к испытуемым заходил старший по возрасту экспериментатор. При нём американцы проявляли негативные эмоции, а японцы улыбались. Их улыбки не были интернализованными реакциями на негативную ситуацию. Следовательно, выражение эмоций на лице подвергается двойному влиянию универсальных, биологически детерминированных факторов выражения фундаментальных эмоций и специфических для данной культуры правил [1; 195 - 196].

Вследствие эксперимента Экман и Фризен выявили пять видов телесных движений:

"эмблемы" - конвенциальные жесты, имеющие вполне определенный вербальный эквивалент в культуре, например, выражение согласия или несогласия;

"иллюстраторы" - движения, дополняющие вербальное сообщение (например, при объяснении пути до определенного места);

проявление эмоций и коммуникативных актов - экспрессивные движения, которые могут быть как произвольные, так и непроизвольные;

"регуляторы" - движения, управляющие собственным телом и обеспечивающие контроль действий другого человека;

"адаптеры" - движения, снимающие дискомфорт, минимизируемые в публичной обстановке и максимизируемые в приватной [3; 207].

Более позднее в 1998 году Пол Экман провел другое исследование по универсальной выраженности и схожести в переживании фундаментальных эмоций, описанных Изардом. Данный эксперимент проведен 21 стране мира, так эмоция удивления опознавалась в 20 странах, эмоция страха - в 19, а эмоция гнева в 18 [1; 188]. Подробные результаты исследования изложены в диаграмме.

В дальнейшем схожесть в лицевой экспрессии эмоций стало рассматриваться как доказательство универсальности ряда основных "дискретных" эмоций, относимых к разряду "базовых". Также было описано соответствие между этими "базовыми" эмоциями и таксономиями эмоций в разных языках мира [3; 435 - 436].


Умение слушать
Умение слушать — один из главных показателей культуры человека — особо важное значение приобретает в деловых отношениях, так как один из основных принципов ведения деловых бесед и коммерческих переговоров — исключительное внимание к говорящему человеку. Если вы покажете ему, что вы заинтересованный слушатель, это будет самым приятным ко ...

Первая пара
Самоописание мальчика из интерната. На самоподготовке я не делаю уроки. По утрам редко моюсь. Я всегда встаю после пяти минут. Я ухожу за территорию интерната без разрешения всегда, как только удается. Я думаю только о себе, а не о ком другом думать не хочу, и если это кому-то надо, все равно не хочу. Я неаккуратный. После школы я пойду ...

Понятие о суициде и факторы риска
Суицид (самоубийство) -явление, свойственное лишь человеку. Нет ни одного другого живого существа на Земле, которое могло бы сознательно прервать свою жизнь. Риск самоубийства существует для всех категорий населения и зависит от факторов, повышающих вероятность такого события, но для определенных людей он превышает средний уровень. По ...