Кросс-культурная концепция МацумотоСтраница 1
После Экмана и Фризена многие занимались распознанием эмоций по мимике в различных культурах, подтверждая данные об универсальности проявления эмоций. Так и предоставленная концепция является продолжением этих исследований, но рассмотрена в самом свежем источнике научной литературы по данной теме.
Дэвид Мацумото и его коллеги исследовали различия в культурных нормах проявления эмоций между различными культурами, предполагая, что нормы проявления эмоций различаются в соответствии с особенностями индивидуалистического или коллективистского подхода к отношениям личности с членами и с не членами группы. Мацумото исследовал также различия в культурных нормах проявления эмоций в четырех этнических группах в США. Другие его исследования, включая и предыдущие, с 1989 года по 1999 год подробно изложены в таблице.
Год |
Представляемая экспертами культура |
Стимулы |
Постановка задачи |
Основные выводы |
1990 |
Американцы и японцы |
14 изображений из Мацумото и Экмана |
Принудительный выбор эмоциональных категорий |
Эксперты определили соответствующие эмоциональные категории на уровне, значительно превышающем случайное совпадение |
1992 |
Американцы и японцы |
56 изображений из Мацумото и Экмана | ||
1992 |
Американцы и индийцы |
56 изображений из Мацумото и Экмана | ||
1989 |
Американцы и японцы |
56 изображений из Мацумото и Экмана |
Многофакторный рейтинг эмоциональных категорий |
Эксперты присвоили самый высокий рейтинг по шкале интенсивности соответствующим эмоциональным категориям для всех эмоций кроме одной |
1999 |
Американцы и японцы |
56 изображений из Мацумото и Экмана |
Принудительный выбор эмоциональных категорий |
Эксперты определили соответствующие эмоциональные категории на уровне, значительно превышающем случайное совпадение |
Учитывая все сведения об универсальности выражения эмоций посредством мимики и данные таблицы, подтвердившие первоначальные сообщения, кажется вполне закономерным, что кросс-культурные исследования распознания эмоций продолжают в первую очередь заниматься мимикой. Мацумото считает, что выражение лица имеет массу преимуществ перед другими средствами передачи эмоций. Во-первых, годы исследований создали более чем достаточную базу для проведения новых исследований и дальнейшего сбора данных. Во-вторых, представление об универсальности обеспечивает как теоретиков, так и экспериментаторов концептуальной базой, на основе которой возможно осмысление черт культурного сходства и различия, проявляющихся в выражениях лица. В-третьих, лицо может выражать отдельные эмоциональные состояния, давая конкретную информацию о человеке, которая может изучаться как с точки зрения мотивации, так и с точки зрения коммуникации. В-четвертых, разработки подобные системе кодирования мимики Экмана и Фризена, показали, что лицо - это одна из самых сложных сигнальных систем и поэтому представляет собой богатый материал для исследования [7; 279 - 308].
Функции психики. Классификация психических явлений: псих. процессы, псих. состояния,
псих. св-ва личности
Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, – но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно сказать, что каждый из нас и есть ...
Сущность познания в юридической психологии
Познание — это активное целенаправленное отражение действительности в сознании определенного человека. Под сознанием понимают свойственную лишь человеку высшую форму отражения объективного мира, реализующуюся в совокупности психических процессов. Сознание человека имеет двойственную природу — социальную и биологическую. С одной стороны, ...
Приложения
Опросник Леонгарда (Шмишека)
Инструкция: ниже даны вопросы, касающиеся особенностей Вашего поведения и характера. Если Вы согласны с данным утверждением (да), поставьте в бланке ответа в клетке с соответствующим номером знак «+», если не согласны (нет) – знак «».
1. Ты обычно спокоен, весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчае ...