Выбор методик для исследований внимания младших школьников. Методики изучения объема внимания
Объем внимания характеризуется числом объектов, воспринимаемых одновременно в весьма ограниченный отрезок времени. Для изучения объема внимания используются две группы методов:
- основанные на тахистоскопическом предъявлении букв, цифр, фигур;
- основанные на отыскивании чисел.
В первом случае для предъявления стимульного материала необходимы тахистоскоп, экран и набор диапозитивов. Показателем объема внимания служит количество объектов, воспроизведенных после их предъявления. При изучении объема внимания методикой отыскивания чисел используются таблицы с расположенными вразброс числами (одно и двухзначными). Необходимо как можно быстрее отыскать и назвать (или записать) все числа в порядке возрастания. Для определения объема внимания используется косвенный показатель – скорость работы с таблицей.
Ø Объем динамического внимания.
Используются таблицы Горбова – четыре таблицы размером 35х35 см, где в каждой клетке в случайном порядке разбросаны числа от 1 до 25 (табл. 2), секундомер и указка. На таблицах нарисованы цифры от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры.
Ø Объем внимания при восприятии простейших объектов.
Исследуется объем внимания, точность пространственной локализации и восприятия простейших объектов при кратковременной их экспозиции. Определение скорости зрительного восприятия. Предоставляется несколько наборов по 15 карточек. На каждой карточке четко нарисована квадратная сетка из 16 равных клеток. Сторона каждой клетки равна 1,9 мм. В каждой сетке – от 2 до 8 точек. Бланк, на котором 15 пустых сеток, таких же, как на карточках. Испытуемый должен стараться увидеть за короткое время экспозиции, сколько точек на карточке и в каких клетках они расположены. Тотчас же после экспозиции он должен зафиксировать число и расположение точек в соответствующей сетке бланка, лежащего перед ним.
Ø Исследование объема внимания с помощью комбинации геометрических фигур
Объем внимания определяется при помощи тахистоскопа (любой конструкции) либо 25-клеточных таблиц с различным расположением фигур на них. Предъявляются различные программы: комбинации кружков, треугольников, квадратов, крестов, прямоугольников. После команды «Внимание!» на экране на короткое время (0,1 секунды) появляется какая-либо комбинация. Сразу же после экспозиции испытуемые должны отметить расположение фигур на матрице. Опыт повторяется 4 раза: два опыта пробных, тренировочных, а два – зачетных. Затем последние две программы повторяются с длительными экспозициями, чтобы можно было подсчитать число правильно обозначенных фигур в зачетных измерениях. Среднеарифметический результат этих попыток вносится в протокол
Ø Объем и распределение внимания
Испытуемым на 1 секунду показывают карточку, на которой изображено несколько чисел. Необходимо разглядеть, какие числа написаны, а затем, когда карточку уберут, сложить эти числа и записать сумму. Испытуемым показывают три различные геометрические фигуры с вписанными в них цифрами. Записав сумму, испытуемые должны ответить, на каких фигурах какие числа были написаны. На основании полученных материалов делают вывод о проявлении соответствующих свойств внимания (его объема и распределяемости, а также роли установки во внимании).
Психология спорта. Предмет спортивной психологии
Предмет спортивной психологии: закономерности развития и проявления психики человека в условиях подготовки и в ходе соревновательной деятельности.
Психология спорта изучает психологические особенности личности спортсменов, тренеров, судей, зрителей, а также особенности спортивных команд
Структура спортивной деятельности
Психологическ ...
Особенности личности детей с нарушением слуха
Проблема изучения личности глухого как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л. С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность.
Нарушение слуховой функции накладывае ...
Становление возрастной психологии как науки: исторический очерк. История становления возрастной психологии
Описательный (донаучный) этап истории возрастной психологии связывают с тем, что психологические знания существовали в недрах:
§ педагогики, дифференцирующей развитие на возрасты в образовательных целях;
§ медицины, разделяющей онтогенез на основные периоды с позиции физиологических изменений;
§ философии, которая пыталась объяснить ...