Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Страница 1

Инфо по психологии » Влияние игр на развитие самооценки ребенка » Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста

С целью изучения уровня развития самооценки дошкольников в начале практического исследования в этой области мы организовали констатирующий этап. Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения детского сада № 372 комбинированного вида г. Волгограда. В исследовании участвовали дети 5 – 6 лет (10 человек).

Наше исследование было направлено на решение следующих задач:

1. выявление у детей уровней адекватности самооценки;

2. разработку программы коррекции выявленных у детей негативных особенностей формирования самооценки;

Для реализации поставленной цели нами были подобраны следующие методики:

1. Методика Марцинковской Т.Д. «Лесенка» [3];

2. Методика «Какой я?» [8];

3. Методика Щур В.Г. по определению своего места среди всех детей [8].

1. Процедура проведения методики Т.Д. Марцинковской «Лесенка» .

Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.

Задача: выявить уровень адекватности самооценки детей дошкольного возраста.

Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине располагают фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты. (подробнее см. Приложение № 1)

Из 10 опрошенных детей семеро поставили себя сами на высшую ступеньку «лестницы», двое на пятую ступеньку и один на четвертую. При предположении, куда бы поставила мама – трое детей расположили себя на 7 ступени, один – на 6, четверо – на 5 двое – на 4; куда бы поставил папа: на 7 ступень – пять испытуемых, на 6 – двое и на 5, 4, 3 ступени – по одному ребенку. При ответе, куда бы поставил тебя воспитатель: по три человека оказались на 7, 6 и 4 ступени, один ребенок – на 5. Таким образом, мы наблюдаем завышенную самооценку у всех данной группы в позициях «Я (сам)», «Мама»; в позиции «Папа» завышенная самооценка наблюдается у 8 детей; в позиции «Воспитатель» - самооценка завышена в 7 случаях.

Страницы: 1 2


Развитие интеллекта в ранней и средней взрослости
С помощью методики Р. Амтхауэра изучались особенности интеллектуального развития студентов 18 – 19 лет, а также в ранней и средней взрослости (врачи 22 – 35, 36 – 45 и 46 – 60 лет). По результатам уровневого анализа интеллектуального развития 18–19-летних студентов-медиков выявлены: идентичность интеллектуальных профилей у юношей и дев ...

Гештальт-исследования проблем научения: инсайт и интеллект человекообразных обезьян
В соответствии со взглядами гештальтпсихологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных в терминах целостности ситуации и взаимосвязей между отдельными стимулами. Например, он изучал проблему, посвященную решению задач реструктурирования перцептивного поля. Келер трактовал результаты подо ...

Иппотерапия как метод реабилитации детей - инвалидов
Использование лечебной верховой езды (ЛВЕ) – иппотерапии – для реабилитации детей, имеющих физические или умственные ограничения, это высокоэффективное и уникальное реабилитационное воздействие на физическую и психическую сферу ребёнка. Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов лечебной физкультуры заключается в том, что она обесп ...