Успешность спортивной деятельности и общения
Страница 9

Профессиографическое направление Г.В. Суходольский подразделяет на:

— профессиоведческое, состоящее в комплексном изучении профессий с экономической, социальной, психологической и других сторон;

—психографическое, ориентированное на психологическое обеспечение профессиональной успешности работника. Основным содержанием деятельности психографического направления является анализ психограмм определённого вида профессиональной деятельности, представляющих собой достаточно полное описание профессионально важных свойств человека как субъекта труда.

Если исходить из классификации Г.В. Суходольского, то в психологических исследованиях спортивной деятельности можно выделить, во — первых, общетеоретический её анализ и, во — вторых, профессиографические описания, психограммы отдельных видов спорта.

К теоретическому анализу спортивной деятельности, основанному на общепсихологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев), обращались в своих работах А.Ц. Пуни, В.А. Демин, А.В. Родионов, О.В. Дашкевич, Т.Т. Джамгаров. Значительное число исследований посвящено психографическому анализу различных видов спорта [7, 16].

В работах, посвящённых психологической характеристике отдельных видов спорта, проявилась не разработанность психологической теории спортивной деятельности, вследствие которой оказалось сложным соответствие свойств психики с теми или иными структурными единицами спортивной деятельности. Не меньшие трудности возникают при анализе соотношения требований к психике различных компонентов спортивной деятельности. Именно поэтому, по справедливому замечанию Э. Герон, психологические характеристики отдельных видов спорта отличаются описательным характером, скорее суммированием, чем обобщением результатов исследований, касающихся специфики требований к психике конкретного вида спорта, что не позволяет построить на основе такого описания систему психологического обеспечения подготовки спортсменов.

Многие спортивные психологи отмечают такую особенность развития исследований спортивной деятельности, как относительно независимое рассмотрение её особенностей и особенностей личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Рассмотрение особенностей спортивной деятельности независимо от субъекта А.Ц. Пуни расценивал как теоретически неправомерное явление, так как процесс любой деятельности не может осуществляться без человека, без личности и неконструктивен в прикладном плане. Как альтернативу изучению спортивной деятельности независимо от её субъекта А.Ц. Пуни рассматривает изучение деятельной личности, т. е. "человека действующего, понимающего, мыслящего, творящего, общающегося, переживающего, преобразующего действительность самого себя".

Таким образом, А.Ц. Пуни приходит к заключению о необходимости переориентации исследований в психологии спорта на изучение деятельной личности спортсмена.

Значительное число исследований посвящено мотивации спортивной деятельности (4, 11, 12, 27). В них установлено наличие оптимума силы мотивации, наиболее благоприятствующего высокой результативности деятельности, величина которого зависит от индивидуальности спортсменов и сложности, решаемых ими задач; более позитивное влияние на эффективность работы по совершенствованию спортивного мастерства, внутренней мотивации по сравнению с внешней.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Символика
Согласно E. Heimendahl, фиолетовый цвет - это самый двойственный и противоречивый цвет”. “Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положение между жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961). K. Köstlin [] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нет подлинного слияния. По его мнению, в фио ...

Типы и виды конфликтов
Существует четыре типа конфликтов: 1. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, учитель дает задание сделать контрольную работу, и разрешает пользоваться тетрадями с записями и выходит из класса. По возвращении он отбирает у одного из учеников тетрадь и ставит ...

Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения. Психодиагностика
Термин «психодиагностика» можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как практическую психологическую деятельность. В первом случае — это область психологической науки «О методах классификации и ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам» (К.М. Гуревич). Во втором случае — ...