Цели и задачи исследованияСтраница 1
Объект
исследования: память.
Предмет
исследования: память
детей дошкольного возраста
Цель исследования:
Выявление особенности проявления образной памяти у детей дошкольников.
Задачи исследования:
1. Определение уровня развития образной памяти у дошкольников.
2. Изучение зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала у детей шестилетнего возраста.
3. Раскрытие индивидуальных особенностей памяти у детей дошкольников.
Методика проведения исследования развития памяти
Собственно исследование состояло из двух частей.
- Определение уровня развития образной памяти у дошкольников.
- Индивидуальное тестирование
для оценки воспроизведения детьми геометрических фигур и изображения предметов.
Исследования проводились: МДОУ «Детский сад N 46» г. Тольятти. Подготовительная группа. В эксперименте принимало участие 20 детей от 4 до 6 лет. Описание методического материала и хода исследования приведено в Приложении.
Описание процедуры исследования:
Общая схема проведения исследования А следующая. Эксперимент проводился индивидуально. Перед ребенком располагалась карта, ему объясняли, обращаясь по имени:
«Я буду тебе показывать маленькие карточки, а ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте».
Ребенку по одной показывают карточки. Время экспозиции – 1 секунда. После каждого предъявления давали возможность найти такое же изображение на карте.
Общая схема проведения тестирования В такова. Эксперимент проводился индивидуально и состоял из 2 тестирований, различающихся между собой содержанием запоминаемого материала.
В первом задании использовались геометрические фигуры. Материал для эксперимента располагался хаотично, на некотором расстоянии друг от друга. При воспроизведении геометрических фигур ребенка просили нарисовать их, предлагая бумагу и фломастеры. Время экспозиции 20 секунд. Если ребенок изображал фигуры несоответствующим цветом, его спрашивали:
«Какого цвета были фигуры? Почему ты взял фломастер другого цвета?»
Во втором тестировании использовались изображения предметов. Эксперимент проводились индивидуально. Картинки для тестирования размещались хаотично, на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции 20 секунд. Ребенку предлагали, обращаясь по имени:
«Внимательно посмотри на картинки, лежащие на столе, запомни, а затем назови (Все приведённые картинки и фигуры см. в Приложении8)».
Время воспроизведения не более 6 секунд.
В соответствии с поставленными задачами в ноябре 2008 года на базе МДОУ «Детский сад N 46» г. Тольятти была проведена экспериментальная часть данной работы. В группе 25 детей.
В эксперименте принимало участие 20 детей в возрасте от 4 до 6 лет. Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Характеристика по полу следующая 50% мальчиков и 50% девочек.
Результаты исследования:
Для расчётов возможно использование компьютерных программ обработки данных Microsoft Excel, Statistical. Однако, в данных условиях, при столь незначительных объёмах данных, можно было рассчитать с использованием четырёх действий арифметики.
Протоколы тестирования представляли собой рабочие тетради, с предназначенными «пустографками» в табличной форме, в которых в течение экспериментов заносились данные.
См. пример протокола в Приложении 8.
Обработка результатов исследования развития образной памяти:
Обработка результатов исследования А свелась к следующим подсчётам. За верный ответ, т.е. в том случае, если ребенок показал идентичное изображение, его память оценивалась максимальным баллом – 3 балла. В том случае, если ребенок показал изображение, отличающееся деталью, его память оценивалась в 2 балла. В том случае, если ребенок показал изображение схожее лишь силуэтом и назначением, его память оценивалась в 1 балл. За неверный ответ, т.е. в том случае, если ребенок показал другое изображение, оценка его памяти минимальна – 0 баллов. Результаты экспериментатор заносил в протокол.
Прогрессивная мышечная релаксация
Эта необычайно эффективная релаксационная техника была изобретена американским доктором Эдмундом Джэкобсоном в 1920 году. Методика основана на простом физиологическом факте: после периода напряжения любая мышца автоматически расслабляется. Следовательно, чтобы добиться глубокой релаксации всех мышц организма, нужно одновременно или посл ...
Ранняя юность (15 – 17 лет). Общая характеристика
возраста
В отечественной возрастной психологии возраст старшего школьника (10-11 классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Содержание ранней юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овла ...
Возможны
разные варианты обработки результатов
(по опроснику личной профессиональной перспективы):
1) Первый вариант. Листочки собираются, и психолог сам оценивает качество ответов. Ниже представлены ориентировочные критерии оценок (по каждому вопросу):
1 балл — отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла — явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла — минимально конкретизированный ответ (например, собираю ...