Ресоциализация как организованный социально-педагогической
процессСтраница 6
Сравнение уровня социального развития, проведенное воспитателями-экспертами по диагностически значимым признакам социальной дезадаптации, приведено в табл. 4. Сравнительный анализ показывает:
1. Социально дезадаптированные несовершеннолетние" занимавшиеся в клубе в начальном периоде, характеризовались более значительной социальной дезадаптацией, чем те подростки, к которым были прикреплены социальные педагоги. Это отчасти объясняется тем, что, как правило, подростки с большей степенью социальной запущенности оказываются "неподдающимися", не идут на контакт с воспитателем, и индивидуальная работа в данном случае теряет свой смысл либо не способствует улучшению поведения. Однако в специализированный клуб такие подростки идут более охотно, поскольку здесь нет деления на "трудных" и благополучных, а также здесь они получают возможность заниматься сугубо мужскими видами спорта, приобретают чувство защищенности. Общая средняя оценка уровня социальной зрелости на начальный период в клубе составила 29, 1 балла, а у подростков, за которыми были закреплены воспитатели - 41, 8 балла.
2. Сравнение уровня социальной зрелости в конечный период, через 1, 5 - 2 года, показывает, что подростки, занимающиеся в клубе, несколько превосходят тех, с которыми велась индивидуальная работа, Общий средний балл уровня социальной зрелости в клубе составил 57, 7 балла, при индивидуальном шефстве - 53, 3 балла. При этом все, кто не отсеялся из клуба в адаптационный период, уже через год - полгода устойчиво улучшили свое поведение, в то время как при индивидуальной работе такое улучшение наступает медленнее приблизительно на полтора года, и, кроме того, у большинства подростков улучшение неустойчивое, требуется дополнительный контроль, помощь, слабее проявляется способность к самоконтролю, саморегулированию.
3. Таким образом" различия в уровне социального развития между конечным и начальным периодами процесса ресоциализации в клубе более чем в два раза выражены больше, чем различия начальных и конечных показателей при индивидуальной социально-педагогической работе. В первом случае разница показателей составляет 28,6 балла, во втором - 11,5 балла. То есть воспитательно-профилактическая работа за счет включения в систему коллективных отношений подросткового клуба, выполняющего функции института ресоциализации, оказывается значительно более эффективной по сравнению с индивидуальной работой. Особенно заметно возрастают проявления таких важных качеств, как наличие профессиональных намерений (на 2,0 балла), полезных интересов, знаний, навыков (на 2,1 балла), способность к самоанализу, самокритичности (на 2,1 балла), преодоление дурных привычек, курения, употребления алкоголя, нецензурных выражений.
Таблица 4 Оценка уровня социального развития несовершеннолетних на начальном и конечном этапах процесса ресоциализации
№ п/п |
Показатели социального развития несовершеннолетних |
Конечный этап (в баллах) |
Начальный этап (в баллах) |
Различие показателей (в баллах) | |||||||||
клуб |
ИДН |
клуб |
ИДН |
клуб |
ИДН | ||||||||
1 |
Профессиональные намерения |
4,3 |
3,8 |
2,3 |
2,9 |
2,0 |
0,91 | ||||||
2 |
Отношение к учебной деятельности |
3,3 |
3,6 |
2,0 |
2,4 |
1,3 |
1,2 | ||||||
3 |
Полезные интересы, знания, умения |
4,7 |
4,0 |
2,6 |
3,6 |
2,1 |
0,41 | ||||||
4 |
Коллективистские проявления |
4,0 |
3,0 |
2,1 |
2,4 |
1,9 |
0,6 | ||||||
5 |
Адекватные отношения к педагогическим воздействиям классного коллектива |
классного коллектива |
2,6 |
3,4 |
1,8 |
2,6 |
0,8 |
0,8 | |||||
6 |
учителей |
2,7 |
3,6 |
1,7 |
2,6 |
1,0 |
1,0 | ||||||
7 |
родителей |
3,4 |
3,7 |
1,8 |
2,8 |
1,6 |
0,9 | ||||||
8 |
Оценка окружающих с позиции норм морали, права |
4,1 |
3,5 |
1,8 |
2,7 |
2,3 |
0,81 | ||||||
9 |
Самокритичность |
3,9 |
3,6 |
1,8 |
2,6 |
2,1 |
1,0 | ||||||
10 |
Сопереживание |
4,2 |
3,5 |
2,3 |
3,1 |
1,9 |
0,4 | ||||||
11 |
Волевые качества |
4,1 |
3,4 |
2,6 |
2,4 |
1,5 |
1,0 | ||||||
12 |
Внешняя культура |
4,2 |
3,8 |
2,3 |
3,0 |
1,9 |
0,81 | ||||||
13 |
Преодоление дурных привычек |
употребление алкоголя |
4,0 |
3,7 |
1,7 |
3,4 |
2,3 |
0,3 | |||||
14 |
курение |
3,9 |
2,9 |
1,1 |
2,7 |
2,8 |
0,2 | ||||||
15 |
употребление нецензурных выражений |
4,3 |
3,8 |
1,2 |
2,6 |
3,1 |
1,2 | ||||||
ИТОГО |
57,7 |
53,3 |
29,1 |
41,8 |
28,6 |
11,5 | |||||||
Определение надежности частей теста
Надежность частей теста – характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов теста. Наиболее распространенным способом определения надежности частей теста является метод расщепления, суть которого заключается в выполнении ...
Теоретический анализ
основных подходов к коррекции раннего детского аутизма в отечественной
дефектологии. Понимание
помощи детям с ранним детским аутизмом в отечественной дефектологии
В 20-х годах XX века В. П. Осипов рассматривал аутизм как «разобщенность больных с внешним миром».
В. А. Гиляровский говорил об аутизме как «своеобразном нарушении сознания самого «Я» и всей личности с нарушением нормальных установок к окружающему», при этом подчеркивая, что такие больные замкнуты и отчуждены от всего остального.
Нача ...
«Общая психотерапия», Психодрама
Психодрама – это одна из форм группового процесса, в котором метод драматической импровизации используется как способ изучения внутреннего мира участников группы. Она относится к одному из ранних методов групповой терапии. Основными компонентами психодрамы являются: ролевая игра, спонтанность, «теле», катарсис и инсайт.
Ролевая игра ис ...