Ресоциализация как организованный социально-педагогической
процессСтраница 7
Таким образом, в конечном счете, в процессе ресоциализации в условиях временного коллектива социальная дезадаптация несовершеннолетних может быть преодолена в полной мере и за достаточно короткий срок.
Одной из важных задач данного эксперимента наряду со сравнением эффективности этих двух различных форм воспитательно-профилактической работы является выяснение основных факторов коррекционно-реабилитирующего воздействия в процессе индивидуальной социальной работы и факторов ресоциализации в подростковом клубе. С этой целью был проведен экспертный опрос студентов, шефствующих над подростками, состоящими на учете в ИДН, у которых были достигнуты определенные успехи, то есть подшефные которых проявили устойчивое улучшение поведения и были сняты с учета (всего 45 человек), а также экспертный опрос педагогов клуба (всего 11 человек). Результаты этого экспертного опроса приведены в таблице 5 и 6.
Из данных таблиц видно, что, во-первых, факторы воспитательно-профилактического воздействия и факторы ресоциализации заметно отличаются. При индивидуальной работе наибольшую роль играют доверительные отношения шефа и подшефного, контроль и помощь в учебе, оздоровление условий семейного воспитания, восстановление отношений трудновоспитуемого в школе с педагогами и учащимися, а также помощь в организации досуга, в формировании более широкой сферы интересов, читательских и зрительских вкусов, и, что очень важно, формирование профессиональных планов, намерений, помощь в реализации этих планов.
В клубе наибольшее значение приобретает включение "трудных, в коллективные дела, занятия в спортивных секциях, в кружках художественно-эстетического направления, в органах клубного самоуправления, теплые товарищеские отношения, а для пассивных подростков и подростков, занимающих позицию активного сопротивления нормам коллективной жизни, на первых порах особое значение имеет индивидуальное влияние педагогов, также основанное на доверии и взаимоуважении.
Таблица 5 Оценка факторов ресоциализации в коллективе подросткового клуба
№ п/п |
Факторы ресоциализации |
Активно включающиеся |
РФ |
Активно сопротив-ляющиеся |
РФ |
Пассивные |
РФ | ||||
НП |
КП |
НП |
КП |
НП |
КП | ||||||
I |
Включенность в коллективные дела |
в школе |
1,2 |
2,2 |
IX |
1,3 |
2,1 |
IX |
1,6 |
2,0 |
IX |
в клубе |
2,1 |
5,0 |
II |
1,8 |
4,6 |
III |
2,0 |
4,3 |
III | ||
II |
Участие в органах самоуправления |
в школе |
1,5 |
2,1 |
V |
1,6 |
2,7 |
V |
1,5 |
1,7 |
XII |
в клубе |
2,2 |
4,7 |
IV |
1,8 |
4,3 |
V |
1,6 |
4,3 |
V | ||
III |
Занятия в спортивных секциях |
в школе |
2,5 |
3,1 |
VIII |
1,7 |
2,5 |
VII |
2,0 |
2,1 |
IX |
в клубе |
2,2 |
4,8 |
III |
2,0 |
4,5 |
VI |
2,0 |
5,0 |
I | ||
IV |
Эмоциональный контакт с товарищами в коллективе |
в школе |
2,0 |
2,5 |
IX |
1,7 |
2,5 |
VII |
2,2 |
2,2 |
VII |
в клубе |
2,6 |
5,0 |
I |
2,1 |
4,3 |
VII |
2,3 |
4,2 |
III | ||
V |
Индивидуальное влияние педагога |
в школе |
1,3 |
2,2 |
V |
1,7 |
2,3 |
VIII |
2,0 |
1,8 |
X |
в клубе |
2,0 |
4,6 |
V |
3,1 |
4,6 |
I |
2,7 |
3,6 |
IV | ||
VI |
Взаимодействие клубных педагогов с семьей |
3,1 |
3,6 |
V |
3,0 |
3,6 |
II |
3,2 |
3,7 |
II | |
VII |
Формирование профессиональных намерений |
1,8 |
4,7 |
VI |
1,5 |
4,0 |
IV |
1,1 |
4,3 |
VI | |
VIII |
Самоанализ, самовоспитание |
2,0 |
4,0 |
VII |
1,7 |
3,8 |
IV |
1,5 |
3,5 |
VII |
Фи-феномен
Классическим является открытый Максом Вертгеймером, так называемый, фи-феномен. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения или, на языке описания восприятия движений в ассоцианизме, в отсутствие последовательной цепочки ощущений, отражающих перемещение объекта в пространстве. В нашем восприятии пространство ...
Психическое воздействие
Согласно тесту цветовых пирамид Макса Пфистера, фиолетовый цвет способствует эндогенной возбудимости и выражает “беспокойство, имеющее или творческий или мешающий характер”. Фиолетовый цвет можно было бы просто назвать “мешающим цветом”. Во второй редакции теста цветных пирамид R. Heiss и H. Hiltmann (Heiss R., Hiltmann H., 1951) называ ...
Заключение.
Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.
Тесты применяются на всех этапах дидактического проце ...