ВведениеСтраница 2
Новизна данной работы: составление психологических портретов детей с различными статусами, а не просто выделение различных личностных качеств, которые определяют местоположение учащегося в классе. Такой целостный подход дает возможность использовать полученные данные в практической деятельности школьного психолога.
Деловые и личные отношения внутри учебного коллектива зарождаются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе, когда учительница начинает знакомить детей друг с другом, стремится их сдружить. В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется всеми детьми неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает свое особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений. Положение человека в группе принято называть социометрическим статусом, который показывает степень включенности личности в некоторую систему. Бесспорным фактом является то, что социометрический статус человека в группе зависит от его индивидуально-психологических и личностных характеристик. Исходя из этого можно выделить объект и предмет исследования данной работы.
Объект: Индивидуально- психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Предмет: Взаимосвязь личностных качеств младших школьников с их социометрическим статусом в школьном коллективе.
Изучению зависимости статуса от личностных и групповых характеристик посвящено много исследований и у нас в стране, и за рубежом. Среди отечественных авторов можно выделить работы Аркина Е.А.(1927), Беляева В.(1929), Залужного А.С.(1931), Блонского П.П.(1964), посвященные изучению качеств личности лидера. Ряд работ посвящено детерминации статуса в реальных коллективах: производственных ( Валентинова,1965; Голубева, Кузмин,1966; Русалинова,1969и др.); научных ( Мангутов,1969; Виноградова,1974; Ленская, 1977; Белкин, 1986 и др.); спортивных ( Волков,1971; Ромашкина, 1981 ); воинских ( Глоточкин,1972; Барсуков,1979 и др.); а так же в учебных ( Коломинский, 1976,1984; Березовин, 1978; Конникова,1972 и др.) [ ]
Каждый из авторов предлагает свою точку зрения на данную проблему, хотя эта разница во взглядах легко объяснима: не существует единой точки зрения на концепцию личности и малой группы; нет согласованности относительно методов исследования, но, несмотря на подобные различия, можно выделить и общие моменты, касающиеся гипотезы и экспериментальных подходов ее доказательства. Наиболее общая гипотеза данных исследований заключается в следующем: социометрический статус детерминируется суммой независимых качеств личности, особенностей поведения, социально демографических характеристик, внешности, особенностей высшей нервной деятельности, успешностью в той или другой деятельности.
Исследованиям в области межличностных взаимоотношений, а так же взаимосвязи личностных особенностей со статусом у детей младшего школьного возраста были посвящены работы Божович Л.И. [3], Коломинского Я.Л. [16,17,18], Матюхиной М.В. [28], Мудрик А.В.[29,30], Киричук А.В.[], Лутошкина А.Н.[52]. Каждый из авторов указывает на значимость таких характеристик как ум и знания, физическая сила, внешность, способность к общению, отзывчивость, доброта и справедливость. Однако все эти качества просто “перечисляются” и до сих пор остается неясным какое соотношение этих качеств будет определять статус ребенка в классе, так как просто говорить о наличие этих качеств для принятия ребенка в группе не имеет смысла. Коломинский Я.Л. приводит массу примеров, когда ученики обладали основной частью этих достоинств, а занимали позицию отвергнутых. В связи с этим цель нашего исследования можно сформулировать следующим образом.
Движения рук
Зрячий ребенок в возрасте около четырех месяцев обнаруживает, что у него есть руки. Определенное время он находит это очень забавным и интересным, наблюдая, как они двигаются. Потом он открывает для себя, что может свести их вместе. Это дает ему новые возможности в развитии движений. Он играет руками, сжимает и разжимает кулачки.
Некот ...
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не по внешним обстоятельствам, а в большей мере по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, он продолжает учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуаци ...
Функциональные теории эмоций
Впервые функции эмоций рассматривал Чарльз Дарвин. В 1872 году он опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", в которой сформулировал три принципа выражения эмоций:
принцип полезности ассоциированных привычек (полезные, т.е. удовлетворяющие определенные потребности, действия могут воспроизводиться по привычке ...