ВведениеСтраница 3
Цель: Выделить типичные психологические портреты детей младшего школьного возраста, определяющие их статус в учебном коллективе.
Соответственно цели данного исследования были выделены следующие задачи:
1. Провести анализ степени изученности данной проблемы.
2. Основываясь на исследования в данной области, выделить группу личностных качеств значимых для статуса детей младшего школьного возраста.
3. Определить социометрический статус учащихся в школьном коллективе.
4. Составить типичные психологические портреты детей младшего школьного возраста.
5. Установить взаимосвязь между социометрическим статусом и сочетанием психологических особенностей личности ученика.
Гипотеза исследования: Существует несколько типичных психологических портретов детей младшего школьного возраста, которые определяют их социометрический статус в школьном коллективе.
Помимо личностных качеств, влияющих на статус ребенка, масса исследований в этом направлении посвящено мотивации выбора. Коломинский Я.Л. пишет, что когда мы изучаем суждения испытуемого, касающиеся оценки принятых и отвергнутых сверстников, необходимо учитывать тот факт, что” он выбирает или отвергает товарищей по группе часто не только и не столько за их действительные достоинства или недостатки, сколько руководствуясь своим субъективным представлением об их личности. Таким образом, не исключено, что, будучи, может быть, объективно ошибочными, неточными и недостаточными, именно эти субъективные представления, выраженные в качестве мотивировок, могут реально субъективно детерминировать социометрический выбор.” [16, с203] Наряду с Коломинским Я.Л. такие авторы как Лутошкин А.Н. Ценципер А.Б. отмечают, что результаты, полученные с помощью изучения мотивов, не будут являться действительным доказательством наличия этих черт у детей. Эти данные представляют интерес с точки зрения анализа эталонного для испытуемых набора знаемых качеств своих сверстников и осознания мотивов сближения и отчуждения.
Вернемся к взаимосвязи статуса с индивидуально-психологическими характеристиками детей. Каким же образом будут реализовываться поставленные нами задачи? Для определения статуса будет использован метод социометрии (один из вариантов социометрии для детей дошкольного и младшего школьного возраста предложенный Овчаровой Р.В. [53] ), который позволяет получить социометрический коэффициент каждого ученика в учебном коллективе. Для построения психологических портретов детей младшего школьного возраста будет использован метод семантического дифференциала ( модифицированный Кравцовой Е.Е.[49] для детей младшего школьного возраста ). Выделение дискрипторов (личностных свойств) для данного метода проводится при помощи анализа результатов исследований различных авторов в этом направлении. Подробное описание данных методов будет предложено в главе, посвященной эмпирическому исследованию.
Дифференциальная концепция Томкинса
Концепция Силвана Томкинса сходна с системой Плутчика, но здесь эмоции не столько выступают мотивирующим фактором поведения, сколько сами являются следствием и элементом соответствующего адаптивного поведения.
Томкинс разработал модель личности “Humanoton", в которой эмоциям выделяется место первичных мотивов. В этой модели эмоции ...
Подростковая проституция. Проблема и особенности
детской проституции
«Среди всех ужасов жизни, среди всех страданий и кошмарных уродств ее, едва ли не самой ужасной гримасой этой жизни кажется нам преждевременно взрослое и отупевшее лицо ребенка, продающего или продаваемого на панели и в домах разврата», - так писал в начале XX века один из наших соотечественников. Прошло свыше 80 лет, а детская прост ...
Физиологические механизмы проявления эмоций.
Одним из проявлений высшей нервной деятельности человека являются эмоции (от лат. Emavere - потрясаю, волную). Они представляют собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности.
«Состояние эмоционального напряжения сопровожд ...