Методы научного познания в юридической психологииСтраница 5
В юридической психологии использование кибернетического метода позволяет проводить синтетическую обработку обширной информации, касающейся как психологической стороны правового поведения, так и профессиональной юридической деятельности, и даже личности конкретного преступника.
Отметим, что кибернетический метод позволяет решать и теоретические проблемы, в частности выдвигать научные гипотезы, проводить психологические обследования большого количества различных групп людей, а также отдельных лиц при производстве судебно-психологических экспертиз.
К кибернетическому методу близко стоит математический метод, который достаточно успешно используется в социологии, экономике, технологии и ряде других наук. Его применение, как показывает практика, возможно и в юридической психологии. Математический метод прежде всего количественный. Он позволяет нам психологические проявления или психолого-правовые явления выразить количественно. С помощью этого метода психические процессы и явления можно изобразить математическими символами и, оперируя ими по правилам математики, прослеживать их корреляционную связь, определять тенденции и направления их развития, моделировать конкретные психолого-правовые явления или их группы. Учет количественных особенностей психологической стороны правовых явлений имеет важное значение при составлении планов социального и экономического развития, определенных криминологических программ специальной профилактики преступлений и правонарушений и т. д.
Математический метод позволяет психологические явления, состояния и процессы формализовать и исследовать с помощью математической логики. Возможно ее использование в юридической психологии при программированном обучении юристов, разработке теории и методики психолого-лингвистической экспертизы, частнонаучных методов исследования, в частности контент-анализа. В конкретных ситуациях, например, при расследовании преступления, могут применяться и применяются отдельные направления математики, ее теории, в частности:
- теория рефлексивных игр и рефлексивного управления, с помощью которой можно более четко определить задачи, стоящие перед следователем, средства их решения и т. д.
Не только теория рефлективных игр и рефлексивного управления, но и математическая статистика, теория вероятностей, теория экспертных оценок и др. находят все большее применение в юридической психологии.
К описанным выше общенаучным методам близко стоит метод моделирования. Растущий интерес юридических психологов к проблеме моделирования связан прежде всего с тем, что метод моделирования убедительно показал свою эффективность в различных отраслях научного знания; есть все основания полагать, что этот метод окажется действенным и в сфере конкретных психолого-правовых исследований. Широкое распространение он приобрел относительно недавно, хотя и используется в научной литературе уже свыше 120 лет. По генезису своему термин «модель» восходит к итальянскому слову, означающему «образец», «то, с чем сравнивают». Модель - это именно то, с чем сравнивают. Метод моделирования проявляется как опосредованное исследование предмета, непосредственное изучение которого затруднено или вообще невозможно. Моделирование позволяет познавать психические явления, состояния и процессы с помощью моделей — материальных, знаковых или идеальных (воображаемых) систем, воспроизводящих, отражающих или имитирующих принципы внутренней организации, функционирования особенностей конкретного предмета познания. Моделирование, как правило, базируется на способности субъекта познания абстрагировать признаки или свойства различных предметов, явлений, устанавливать их связи и соотношения. Как полагает В.А. Штофф, «модель . выступает как единство противоположных сторон - абстрактного и конкретного, логического и чувственного, ненаглядного и наглядного. В то время как в теоретическом мышлении преимущественно выступает одна сторона, в чувственных восприятиях и наблюдениях - другая, в модели они связаны воедино, и в этой связи — специфика модели и одна из ее важнейших гносеологических функций».
Влияние средств массовой информации
Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет.
С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков все чаще категоризуют как информационное общество, т.е. ...
Кризис юношеского возраста
Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинен ...
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений
Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ...