Методы научного познания в юридической психологии
Страница 7

Инфо по психологии » Деонтология юридической психологии » Методы научного познания в юридической психологии

- однородность познавательных психолого-правовых явлений;

- однопорядковость их элементов;

- достаточное множество их и целенаправленный выбор, а также дифференциация групп лиц, подлежащих исследованию в зависимости от профессионального или процессуального статуса.

В юридической психологии статистический метод, в частности, используется для определения влияния психотравмирующей и негативной обстановки мест лишения свободы на личность различных категорий осужденных, например несовершеннолетних, или для определения судебно-психологической экспертизы.

Следует отметить, однако, что статистический метод, как и математический, - это метод количественного, а не качественного исследования, поэтому информация, получаемая с его помощью часто страдает односторонностью. Лишь в системе с другими разнообразными методами он обеспечивает адекватное, объективное и полное отражение предмета познания.

Важное место среди общенаучных методов психолого-правового исследования занимает логический метод, который достаточно тесно связан с историческим методом и находится с ним в тесной диалектической связи. Задачей логического метода в психолого-правовых исследованиях является раскрытие роли, которую играет психологический элемент в государственно-правовой системе, в частности, логический метод позволяет, опираясь на данные конкретного исследования, вскрыть те психологические закономерности государственно-правовых явлений и процессов, которые не лежат на поверхности, а проявляются как их тенденция, сущность или содержание.

В психолого-правовом исследовании логический метод проявляется как анализ и синтез, выделение логических последствий из принятых посылок, абстрагирование, обобщение, идеализация, конструктивизация, дедукция, индукция и т. д. Важным общенаучным методом является исторический метод. История, являясь наукой, изучающей реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран и народов или сторон общественной жизни, одновременно представляет собой теорию этого развития, поскольку не только констатирует исторические факты и процессы, но и вскрывает их глубокие закономерности, неизбежность и объективность. Будучи теорией, история всегда выступает одновременно и методом, ибо при ее помощи познается как исторический процесс в целом, так и отдельные его этапы или даже отдельные исторические факты.

Исторический метод неразрывно связан с системным, является его предпосылкой, он предусматривает:

- акцентирование внимания на формальных моментах и проявлениях предмета познания (применительно к нам — предмета юридической психологии);

- рассмотрение его как возникающего, развивающегося и отмирающего во времени, когда каждое настоящее состояние обусловлено предшествующим, а их органическое взаимодействие ведет в конечном итоге к образованию определенной целостности какой-то системы.

Историзм в широком смысле этого слова всегда становится частью системного подхода, когда предметом познания является определенная развивающая система.

В юридической психологии специфика применения исторического метода состоит в том, что с его помощью прослеживается поэтапное развитие личности правонарушителя и преступника, индивидуального и социального правосознания, правомерного и противоправного поведения. Исторический метод позволяет проследить развитие понятий и категорий юридической психологии, изменение содержания предмета этой науки в процессе ее длительного развития.

Разновидностью исторического метода является сравнительно-исторический метод, который помогает исследовать психологию различных правонарушителей, живших в различные эпохи, выделять их особенности, схожие и отличительные черты. Несмотря на специфичность, исторический метод не является обособленным и оторванным от других. Он всегда является конкретизацией всеобщего диалектического метода и тесно связан с логическими и другими общенаучными методами.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Организация исследования
Исследование было проведено на базе МОУ ДОД СДЮСШОР №3 г.Тюмень. В исследовании приняли участие команда волейболисток девочек (10-12 лет) в количестве 14 человек и тренер группы. На первом этапе исследования, с сентября 2008г. по май 2009г., нами была определена тема исследования, выделены основные понятия, проведен теоретический анал ...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность та ...

Изучение концентрации внимания
Для изучения концентрации внимания используют различного рода корректурные таблицы (цифровые, буквенные, с кольцами Ландольдта, с простейшими геометрическими фигурами), в которых требуется в течение 5 10 мин отыскивать и вычеркивать заданные экспериментатором знаки. Показателем хорошей концентрации при этом выступает минимальное количес ...