Методы научного познания в юридической психологии
Страница 6

Инфо по психологии » Деонтология юридической психологии » Методы научного познания в юридической психологии

Следует отметить, что модель — это не классическая схема, как иногда полагают (подобную интерпретацию можно обнаружить и в весьма популярном словаре). Модель способствует соотнесению явлений по признаку «причина — следствие», модель служит действенным средством предвидения социально значимых правовых явлений (возможность предсказать результаты некоторой экспериментальной процедуры имеет конечной целью предвидение в значительно более широком социальном масштабе).

Практика показывает, что в юридической психологии в большей мере применимы идеальные модели, чем материальные. Они строятся в сознании исследователя, и их можно в большинстве случаев считать определенной формой познающего мышления, с помощью которого чувственно-наглядные представления строго логически связываются в целостный образ. Создав модель, можно познавать психолого-правовые явления в «чистом» виде, в отрыве от второстепенных, несущественных в данный момент фактов. В то же время применение метода моделирования ограничивает круг познаваемых элементов системы и даже не дает возможности проследить все их взаимосвязи. Большое значение метод моделирования имеет для практической юридической психологии, где исследуют, например, предмет, место, результаты и последствия правонарушения путем теоретического анализа логических моделей психологических особенностей личности обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля. В юрисдикционном процессе могут использоваться два вида моделей: вероятностные и достоверные. При помощи первых устанавливается истина, раскрываются субъективные особенности правонарушения, вторые - являются результатом и целью деятельности эксперта или консультанта-психолога в процессуальной деятельности в целом. Эти модели имеют динамический характер и в связи с постоянным поступлением новой информации изменяются, совершенствуются, становятся более достоверными по отношению к имевшему место событию преступления и личности преступника.

На практике модель психологических особенностей совершенного преступления, личности преступника, как правило, вырабатывается уже на первых стадиях уголовного процесса: при возбуждении уголовного дела, на стадии дознания или предварительного расследования, то есть когда других данных о субъективной стороне и субъекте может и не быть, когда еще личность конкретного преступника не установлена. Подобные модели, носящие вероятностный характер и вырабатываемые с помощью специалиста-психолога, могут оказать дознанию и следствию существенную помощь в выдвижении определенных версий, ограничении зоны поиска преступника, определении направлений сбора доказательств и т. д.

Модель совершенного преступления и личности преступника составляется психологом на базе информации, полученной с помощью указанных выше общенаучных и частнонаучных методов исследования. Обобщенная и проанализированная информация затем пропускается сквозь выработанную модель, изменяя ее саму. В результате количественного изменения модели (за счет поступления новой информации) происходит качественное изменение всего представления о совершенном преступлении.

Близок к математическому по своему содержанию и статистический метод. Он является конкретизацией диалектического метода и одной из сторон проявления парной статистической и динамической закономерности предмета познания. Динамические особенности предмета, как уже указывалось выше, познаются с помощью системного, системно-структурого и кибернетического методов. Статистические закономерности предмета юридической психологии отражают регулярные отношения зависимости между его состояниями и относительно самостоятельными объектами социальной действительности. С помощью статистического метода в массе происходящих психолого-правовых явлений можно отделить случайное от необходимого, раскрыть определенные закономерности, которые вызваны необходимыми связями психических явлений, состояний и процессов с государственно-правовой действительностью, выявить их случайные взаимодействия и иногда даже отклонения. Условиями применения статистического метода в юридической психологии являются:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Введение. Подготовительный этап
Цель: Констатация готовности к введению образовательной программы. Содержание деятельности: — выявление уровня психического здоровья детей; — дифференциация психического развития детей на основе парциальных, индивидуальных, групповых, возрастных различий; — выявление возможности актуализации тех показателей психического развития дет ...

Практическое применение убеждения. Технологии убеждения в деловом общении
Если исходить из понимания «деловой» ситуации, можно заметить, что она предполагает довольно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и в повседневной жизни. Тем не менее, оно оказывается созвучным и современному пониманию делового общения. Под деловым общением обычно имеется в виду процесс речевого взаимодействия двух ...

Общение в младшем школьном возрасте
Отношения со взрослыми. На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства. Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше прово ...