Социально-психологический тренинг как форма активной групповой психологической работы. Его виды. Особенности применения методов терапии в социальной работе
Страница 1

Инфо по психологии » Психосоциальная терапия в практике социальной работы » Социально-психологический тренинг как форма активной групповой психологической работы. Его виды. Особенности применения методов терапии в социальной работе

«Игротерапия выступает как метод коррекции разбалансированных; эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей и подростков средствами игр». Игротерапией могут овладеть педагоги, социальные работники, стремящиеся активно использовать в своей деятельности по поддержанию, сопровождению и развитию ослабленных детей наиболее гуманные средства, соответствующие возрастным интересам и психофизическим возможностям детей.

По мнению разных авторов, в процессе игрового взаимодействия психотерапевту может отводиться:

- пассивная роль наблюдателя;

- роль партнёра;

- роль соучастника в игре;

- роль руководителя – организатора в игре;

- роль комментатора.

Одним из центральных моментов игрового взаимодействия является ролевое перевоплощение. Участники игрового взаимодействия реализуют взятые на себя роли, содержащие определённые правила. Добровольное подчинение правилам – другой важный момент игрового взаимодействия. Взяв на себя выполнение роли, участник руководствуется не столько привлекательностью ситуации, сколько правилами роли и ролевого взаимодействия с партнёрами. Тем самым игровое взаимодействие как бы вынуждает участника добровольно бороться с непосредственными импульсами. Так формируется произвольное поведение и новые личностные ценности.

Игровое взаимодействие – сопряжённые системы взаимных действий участников, их реакций, между которыми возникает причинная зависимость. Она имеет пространственно-временные характеристики, поэтому изучается, как правило, методом наблюдения и регистрации поведенческих проявлений. Регистрация данных наблюдения осуществляется в специально разработанных листах данных о психологическом портрете детей, участвующих в игротерапевтических группах на каждом занятии в течении полного курса реабилитационного процесса, включая начальный, преимущественно диагностический этап, корректирующий и заключительный, контрольно-итоговый. В соответствии с количеством фиксируемых компонентов игрового взаимодействия лист имеет графы поведенческих и иных проявлений в игре, а также графу неигрового поведения и примечаний. Проведение наблюдения осуществляется как минимум двумя психологами (педагогами), хорошо ориентирующимися в намеченных критериях и компонентах игрового взаимодействия детей.

Один из них участвует в игротерапевтическом сеансе, а другой фиксирует в листах материалы наблюдения. После проведения сеанса при необходимости возможно консультирование специалистов между собою по материалам наблюдения, зафиксированных в листах, и дополнительных протоколах замечаний, особенно в затруднительных или спорных ситуациях.

Сравнение особенностей на диагностическом, терапевтическом и завершающем этапах игротерапии позволяет сделать соответствующие выводы и рекомендации по дальнейшему поддержанию ребёнка в семье, дошкольном и школьном учреждении.

Групповые занятия (как правило их – 10 ) проводятся 1 – 2 раза в неделю для детей и параллельно организуются для родителей. Дети заняты в аттракционах (созданные по прототипам героев народных сказок), а родители в это время заняты на семинарах с семейным психологом или психотерапевтом. Если у ребёнка нет родителей, то занятия проводятся с опекуном, либо с учителями и воспитателями. На родительских семинарах идёт полный разбор проблем данного ребёнка, просмотр учебных фильмов. Выдача домашних заданий, ведение дневника наблюдений за ходом коррекционного лечения. Семинаров также – 10. Дневник ведут игротерапевты, занятые с ребёнком на аттракционе. Данные обследования обрабатываются, сравниваются с начальными, анализируются и родителям выдаются письменные рекомендации по работе с ребёнком дома. При необходимости коррекционное лечение повторяется на других аттракционах через определённое время, которое устанавливается индивидуально для каждого ребёнка.

Страницы: 1 2


Восприятие (Отражение)
Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин "социальная перцепция", т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Лж. Брунером (р. 1915). Назвав восприятие "социальным", он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют к ...

Развитие личности: психосоциальные стадии. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольном камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия; другие ученые называют ту же самою характеристику «уверенностью». Младенец, имеющий базальное чувство «внутренний определенност ...

Два дома
Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой — маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать своих друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого поселил бы подаль ...