Технология тестирования
Страница 2

Инфо по психологии » Тестирование » Технология тестирования

7. Возможность компьютеризации

В данном случае это не просто дополнительное удобство, сокращающее живой труд квалифицированных исполнителей при массовом обследовании. В результате компьютеризации повышаются все параметры тестирования (например, при адаптивном компьютерном тестировании резко сокращается время тестирования). Специально подчеркнем, что компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достовер­ности диагностики).Компьютерная организация тестирования, предполагающая создание мощных информационных “банков тестовых заданий”, позволяет технически предотвратить злоупотребления со стороны недобросовестных экзаменаторов. Выбор заданий, предлагаемых конкурентному испытуемому, может производить из такого банка сама компьютерная программа прямо в ходе тестирования, и предъявление данному испытуемому определенного задания в этом случае является таким же сюрпризом для экзаменатора, как и для испытуемого.

8. Психологическая адекватность

Это важнейшее психологическое следствие оптимальной сложности. Наличие в тесте (по сравнению с традиционными экзаменационными вариантами) большого количества кратких заданий средней трудности дает многим испытуемым (особенно тревожным, не уверенным в себе) шанс “зацепиться”, поверить в себя, активизировать психологически оптимальную установку “на преодоление”. Ведь когда такой испытуемый остается лицом к лицу с одной-двумя очень сложными и большими задачами и не видит, как можно с ними справиться вообще, то он падает духом и не раскрывает всех своих возможностей. А если заданий много и часть из них явно начинает “поддаваться” (испытуемый уверен, что он с ними справится), человек в процессе тестирования ободряется и начинает “бороться” за максимальный результат. Уже упомянутое нами свойство оптимальной сложности важно для теста тем, что оно обеспечивает не только измерительную (различающую) силу тесту, но и оптимальный психологический настрой испытуемых. Человек не является пассивным объектом измерений при тестировании (подобно гире при взвешивании), а он всегда остро эмоционально реагирует на тест. Тестовая ситуация оптимальной сложности является оптимальным возбудителем – люди испытывают нормальный уровень стресса (напряжения), необходимый для того, чтобы показать наивысший результат. Недостаток стресса (в случае легкого теста), а тем более избыток (в случае трудного) искажают результаты измерения. Этого, как правило, совершенно не понимают организаторы наших конкурсных экзаменов, пытающиеся в случае высокого конкурса дать абитуриентам задачки посложнее (“на засыпку”), что создает избыточный стресс, который не дает возможности проявить себя людям, подготовленным хорошо, но обладающим пониженной стрессоустойчивостью.

Во многих странах внедрение методов тестирования (равно как и сопротивление этому внедрению) тесно связано с социально-политическими обстоятельствами. Внедрение технически хорошо оснащенных тестовых служб в образовании – важнейший инструмент в борьбе с коррупцией, поражающей правящую элиту (номен­клатуру) во многих странах. На Западе тестовые службы работают независимо от “выпускающих” (школы) и “принимающих” (вузы) организаций и снабжают абитуриента независимым сертификатом по результатам тестирования, с которым он может отправляться в любое учреждение. Эта независимость службы тестирования от выпускающих и принимающих организаций является дополнительным фактором демократизации процесса селекции профессиональных кадров в обществе, дающая талантливому и просто работоспособному человеку лишний шанс проявить себя.

Однако все перечисленное выше не означает, что метод тестов не обладает некоторыми весьма серьезными недостатками, не позволяющими свести всю диагностику способностей и знаний исключительно к тестированию.

2. Недостатки тестирования

Как всегда, определенные недостатки метода тестов являются продолжением его достоинств.

1. Опасность “слепых” (автоматических) ошибок

Слепая вера низкоквалифицированных исполнителей в то, что тест должен сработать правильно автоматически, порождает иногда тяжелые ошибки и казусы: испытуемый не понял инструкцию и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция, или по каким-то причинам применил искажающую тактику, возник “сдвиг” в приложении трафаретки-ключа к бланку ответов (при ручном, некомпьютерном подсчете баллов) и т.п. Мораль – пользователь не должен подходить к тесту с “магической установкой”, будто этот волшебный “черный ящик” должен всегда работать исправно без всякого контроля со стороны человека.

2. Опасность профанации

Это эффект деятельности “профанов” в буквальном смысле слова. Не секрет, что внешняя легкость проведения тестов прельщает людей, непригодных к квалифицированному труду. Оснастившись тестами, им самим непонятного качества, но с громкими рекламными названиями, профаны от тестирования агрессивно предлагают свои услуги всем и вся. В результате все проблемы предполагается решать с помощью 2-3 тестов – “на все случаи жизни”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Когнитивно-мотивационная концепция Лазаруса
Другим направлением исследований эмоций, также приведшим к представлению о познавательной детерминации эмоциональных явлений, стали классические исследования Ричарда Лазаруса и его коллег по феномену стресса, проведенных в 1964 году. Лазарус одним из первых отметил опосредующую роль психологических процессов в возникновении стресса и, ...

Концепция "гуманистического психоанализа" Э. Фромма
Эрих Фромм (1900-1980) - самый видный представитель психологии неофрейдизма. Им разработана концепция "гуманистического психоанализа". По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. Фрейд пытался представи ...

Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных подростков
Наиболее значимыми социально-психологически ми характеристиками личности, выражающими систему ее отношений к различным сторонам действительности, выступают ценностные ориентации и установки. Если ценностные ориентации характеризуют систему внутренней регуляции поведения, и их можно отнести к содержательной стороне процесса социализации, ...