Технология тестированияСтраница 3
К количественному тестовому баллу приклеивается новый ярлык – заключение, создающее видимость соответствия диагностической задаче. Ходовой пример – повальное использование клинического теста MMPI для отбора кадров в нашей стране. В этом случае высокий балл по восьмой шкале “Шизофрения” интерпретируется как “оригинальность мышления”, по четвертой шкале “Психопатия” – как “импульсивность” и т.п. Мысль о том, что нормальный здоровый испытуемый настораживается при виде многих вопросов MMPI, в которых откровенно называются психиатрические симптомы (“Я часто слышу голоса”) и выдают чисто “защитный” профиль, профанов не тревожит[3].
Еще раз подчеркнем, что недобросовестная профанация и элементарное невежество идут в области тестирования рука об руку.
3. Потеря индивидуального подхода, “стрессогонность”
Тест – самая общая “гребенка”, под которую подгоняют всех людей. Возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка), к сожалению, довольно вероятна. Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует – особенно в ситуации аттестационного тестирования.
У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции – они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах (просто из-за “мандража”). Вовремя заметить такую реакцию на тест – задача, которая под силу квалифицированному исполнителю.
4. Потеря индивидуального подхода, “репродуктивность”
Тесты знаний апеллируют, прежде всего, к стандартному применению готовых знаний. Отсутствие возможности раскрыть свою индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов – ничем не восполнимый недостаток метода тестов. С точки зрения выявления творческого потенциала большинство тестов весьма ограничены именно тем, что они не апеллируют к творческой, конструктивной деятельности. Во всяком случае, отдельные стандартизированные творческие тесты имеют дело с весьма абстрактным материалом, а тесты достижений (знаний), адаптированные на жизненно важном материале (профессионально релевантном), как правило, выполнены в форме стандартного набора заданий с заданным ответом.
5. Отсутствие доверительной обстановки
Бездушный и формализованный характер процедуры тестирования, конечно, оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь ему. Диалогические методы (беседа, игра и т.п.) в этом плане имеют несомненные преимущества: непосредственно общаясь с испытуемым, квалифицированный психолог может установить доверительный контакт, проявить персональное участие, создать атмосферу, снимающую напряжение и защиту.
6. Потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность
Иногда неквалифицированные “тестологи” обрушивают на ребенка тесты слишком трудные, сложные для его возраста. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов. Мы уже говорили о драматических казусах резкой недооценки умственного развития детей при применении вербальных тестов. Но многие “невербальные” тесты также требуют развития речевого мышления хотя бы для осмысления того, что говорит взрослый в своей инструкции. Альтернатива “взрослому” тестированию в детской психологии – игровой подход к тестированию, когда тест включается в контекст игры, и ребенок выполняет его как бы играя.
Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики (и образовательно-профессиональной, и личной). Они требуют параллельного использования свободных письменных работ (в личностной диагностике место сочинений занимают проективные тесты со свободным ответом), а также устного собеседования (интервью). То есть место тестов – дополнять указанные выше традиционные методы. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.
Спокойное рациональное осознание достоинств и недостатков метода тестирования освобождает всех (исполнителей, заказчиков, испытуемых) как от чрезмерных упований на метод тестов, так и от пренебрежения к нему.
Лучшая гарантия от профанов и профанации – серьезный и квалифицированный интерес к тому, какую экспериментально-научную работу проделали разработчики теста, как полно эта работа и ее результаты отражены в сопутствующей документации. Это прежде всего вопросы надежности, выносливости и репрезентативности.
3. Надежность теста
Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста). Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов следует отнести:
Психологические особенности неформальных групп
В отличие от формальной, неформальная группа имеет следующие особенности: не оформлена юридически, не определены структура и функции, не регламентирована,
Функции неформальных групп:
- самоопределения (для ухода от излишней опеки);
- инструментальная (для движения через группу к своим целям);
- эмоциональная (для поиска симпатии дру ...
Общение дошкольников
Особую логику развития в дошкольном возрасте имеет общение ребенка и взрослого. М.И. Лисина установила, что при нормальном развитии на протяжении дошкольного возраста сменяются три формы общения ребенка и взрослого, для каждой из которых характерно специфическое содержание.
1. Ситуативно-деловая форма общения характерна для младшего до ...
Черты характера
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это ви ...