Технология тестированияСтраница 6
Но… Метод “известных групп” обладает серьезным недостатком. Он не всегда позволяет использовать тест для прогноза, ведь при формировании “известных групп” оценивается поведение в прошлом, а мы хотим сделать тест дня прогноза поведения в будущем. Многие тесты, используемые в образовательной психодиагностике, обладают указанным недостатком. Они прошли в лучшем случае проверку по методике “известных групп” и не обладают так называемой прогностической валидностью (или по крайней мере эта валидность строго экспериментально не доказана). Конечно, на местном уровне задачу обеспечения прогностической валидности не решить. Это под силу только крупным научно-методическим центрам. Ведь к психометрическому исследованию по проверке прогностической валидности надо привлекать примерно на порядок больше испытуемых – не 30, а минимум 300. Ведь мы просто не знаем, кто из этих 300 попадет в будущем в крайние группы.
Например, мы хотим использовать тест для прогноза готовности школьников к обучению в вузах. Это типичная прогностическая психодиагностическая задача. Кто-то должен взяться за нелегкую многолетнюю программу проверки прогностического потенциала этого теста. Нужно протестировать 300-500 школьников, а затем подождать, кто из них поступит в вуз и будет успешно там учиться. После двух-трехлетнего интервала можно сформировать критериальные группы и подсчитать корреляцию группы с прежними тестовыми показателями этих бывших школьников. Только после реализации такой схемы психометрического эксперимента можно5. Стандартизация тестов
Что, несомненно, должен знать и уметь делать каждый грамотный пользователь теста – это понимать, что такое тестовые нормы и как ими пользоваться.
Первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно диагностически интерпретировать. Его называют в тестологии “сырым тестовым баллом”. Применение тестовых норм в профессионально организованной психодиагностике основывается на переводе тестовых баллов из “сырой” шкалы в “стандартную”. Эта процедура называется “стандартизацией тестового балла”.
Пусть мы провели тест из 20 заданий и испытуемый дал 12 правильных ответов. Можно ли при этом сказать, что способность у испытуемого выражена лучше или хуже, чем в среднем? Нет. Для такого вывода нужно сравнить балл 12 со средним баллом по представительной выборке испытуемых.
Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы, называется выборкой стандартизации. Ее численность, как правило, не меньше 200 человек. Столько людей должно принять участие в психометрическом эксперименте по определению тестовых норм – в эксперименте по стандартизации теста.
Если после стандартизации теста выясняется, к примеру, что среднее арифметическое по сырой шкале теста равно 14, то оказывается балл 12 – это не лучше, а хуже среднего (хотя испытуемый и справился больше чем с половиной заданий). Просто в данном случае тест содержит слишком простые задания, несколько отклоняясь по этому параметру от оптимальной трудности.
Простейшая линейная стандартизация тестового балла производится по формуле
где Z – стандартный балл на так называемой стандартной шкале Z (с центром 0 и отклонением 1);
Х – сырой балл по тесту;
– средний балл по выборке стандартизации,
Sх – стандартное отклонение по выборке стандартизации.
После получения стандартного балла Z можно перевести тестовый балл в любую стандартную тестовую шкалу, принятую в психодиагностике. Например, перевод в шкалу IQ производится по формуле
IQ=Z 15=100.
Напомним, что в шкале IQ центр равен 100, а отклонение – 15.
Если перевод требуется в так называемую шкалу “стенов” (от англ. “ standart ten” – стандартная десятка), то формула пересчета из шкалы Z выглядит так:
Sten = Z 2 +5,5,
так как в шкале стенов центр равен 5,5, а отклонение равно 2.
Обобщенная формула перевода сырого балла в заданную стандартную шкалу имеет вид:
Y = Ss×Z+M, (7)
где Y – стандартный балл, по произвольной шкале, с центром М и отклонением Ss.
Для серьезных профессиональных тестов вместо описанной здесь простейшей линейной стандартизации используется более сложная процедура нелинейной нормализации (форсированный переход к нормальному распределению). В результате этой, более точной процедуры разработчики снабжают пользователей теста так называемой конверсионной таблицей для перевода сырых баллов в стандартные баллы по заданной шкале. В ней приводится полный перечень соответствий между интервалами сырой шкалы и стандартной.
Ниже приведен пример того, как может выглядеть конверсионная таблица для некоторого теста арифметических вычислений из 30 заданий. Простейшая процедура подсчета баллов (за правильный ответ – 1 очко, за ошибку –0) дает нам сырую шкалу от 0 до 30.
Типы и виды конфликтов
Существует четыре типа конфликтов:
1. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, учитель дает задание сделать контрольную работу, и разрешает пользоваться тетрадями с записями и выходит из класса. По возвращении он отбирает у одного из учеников тетрадь и ставит ...
На мостике
Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый разделяет всех детей на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по разные стороны горного ущелья,
но
им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска — 30—40 см, символиз ...
Мотивация трудовых функций
Мотивация – это процесс побуждения к труду. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться. Традиционно считается, что раз работник получает оплату за свой труд, значит он должен быть доволен. В случае плохого отношения к служебным обязанност ...