Социально – психологический тренингСтраница 1
Для проведения СПТ была приглашена группа педагогов средней образовательной школы. Группа состояла из 15 человек. Женщины в возрасте от 30 до 45 лет с высшим педагогическим образованием и стажем работы от 5 и более лет.
Цикл работы рассчитан на 30 часов. ПО 5 часов в деть с интервалом 2 дня.
Цели СПТ – повышение компетентности в сфере общения, конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами:
1. Ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, умение вести диалоговую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.
2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например коррекция формирования развития установок, необходимых для успешного общения, развития способности адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия.
Основные задачи решаемые в ходе СПТ:
1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека в процессе взаимодействия людей, движущие пружины этого взаимодействия, приемы эффективного общения.
2. Приобретение внешне выраженных умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании и т.д. и т.е. обогащающие техники и тактики общения.
3. Коррекция коммуникативных установок, таких как партнерство – взаимодействие с позиции силы, искренность – манипуляция, вовлеченность – избегание общения, настойчивость – соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.
4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.
5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.
Атмосфера психологической безопасности и комфорта , создающаяся в ходе тренинга, позволяет участникам проявить набор поведенческих, эмоциональных стереотипов и, получив обратную связь на свое поведение осознать вероятные ошибки во взаимодействии с людьми, возможности других, более продуктивных подходов к общению приобрести новые навыки взаимодействия.
Может быть проявлением протеста против авторитета, если руководитель действует директивно, и беспомощности и неуверенности, если руководитель уклоняется от роли лидерства. Групповое напряжение связано с напряжением каждого индивида в группе. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, наоборот, ее стремятся выявить: или вербально (в форме рассказа об агрессивных чувствах) или в символической форме (используя при этом дополнительные объекты) например, клиент с силой бьет кулаком по подушке, символизирующей человека, к которому он чувствует агрессию. В психокоррекционных группах – большое значение имеет баланс между сплоченностью и напряжением. Сплоченность является стабилизирующим фактором. Под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и относительную безопасность. Напряжение, наоборот является фактором побуждающим, оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то в себе изменить. Важно, чтобы эти силы находились в динамическом равновесии, которое контролируется психологом.
День 1
Представление:
В начале работы группы участникам предлагается оформить карточку – визитку, где они указывают свое тренинговое имя. Участник вправе выбрать собственное имя или любое другое понравившееся ему и т.д. Имя пишется крупно и разборчиво, обо может быть оформлено в виде эмблемы. В дальнейшем участники обращаются друг к другу только по тренинговым именам. Ведущий дает 3 – 5 минут, для того, чтобы подготовились к взаимному представлению. Группа разбивается на пары и каждый рассказывает о себе своему партнеру. В последующем каждый участник представляет своего партнера в группе, стараясь подчеркнуть его индивидуальность.
Правила группы:
Ведущий рассказывает о правилах группы, объясняя сущность таких принципов, как представление «Я» участника; открытая обратная связь; экспериментирование; принцип «здесь» и «теперь»; доверительность в общении.
Список претензий:
Предлагается проанализировать недовольство окружающими людьми. Для этого на листе бумаги составляется список людей из ближнего и отдаленного окружения (родители, мужья, дети, друзья, сослуживцы и т.д.) и в их адрес излагаются конкретные претензии. На эту работу отводится 5 – 7 мин. Затем участники объединяются в микрогруппы (по 4 – 5 человек) и обсуждают эти претензии, обращается внимание на сходство и различия. Обсуждается в течении 15 минут.
Расчет индекса дискриминативности заданий опросника
Показателем дискриминативности задания служит мера соответствия его успешного решения успешному решению всех заданий теста. Он называется коэффициентом дискриминации и вычисляется как коэффициент точечно-бисериальной корреляции между средним первичным результатом задания и средним первичным результатом задания и средним первичным резуль ...
Определение асимметрии и эксцесса эмпирического распределения
Оценка типа распределения – аналитико-статистическая процедура исследования основных характеристик эмпирического распределения. В качестве теоретического распределения при сравнении с эмпирическим используют нормальное распределение.
Количественное сопоставление включает ряд этапов:
1. Асимметрия кривой эмпирического распределения опр ...
Особенности депривации психологического развития
в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст характеризуется общей сензитивностью к развитию, ребенок дошкольного возраста, находящийся в условиях учреждений интернатного типа, несет на себе воздействие той среды, которая в большинстве случаев искажает его развитие. Дети, находящиеся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации, имеют задержки в психомоторном ...