Внимание, виды и свойстваСтраница 1
Внимание
– осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием.
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека.
Внимание, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно от других феноменов и не имеет своего отдельного специфического продукта, является психическим инструментом активности субъекта.
Внимание рассматривается как побочный продукт или характеристика других процессов. Например, в рамках гештальтпсихологии считалось, что все феномены внимания можно объяснить организацией внешних стимулов.
Вниманием можно управлять, используя внешние или внутренние инструменты, это управление не сводится к управлению деятельностью. Существуют специфические нарушения внимания, которые приводят к изменению поведения.
Критерии внимания:
1. Внешние реакции– моторные, поздно-тонические, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции.
2. Сосредоточенность на выполнении определенной деятельности.
Он связан с организацией деятельности и контролем за ее выполнением.
3. Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности.
В данном случае речь идет о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного).
4. Избирательность(селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов.
5. Ясность и отчетливостьсодержаний сознания, находящихся в поле внимания.
Степень внимания
– это характеристика его интенсивности.
Объем внимания
определяют как число простых впечатлений или стимулов, осознаваемых ясно и отчетливо. Степень и объем внимания связаны обратной зависимостью: увеличение объема воспринимаемых элементов приводит к уменьшению степени внимания, и наоборот.
Изменения общей направленности и объема внимания называют отвлечениями, или сдвигами внимания.
Виды внимания
Существует несколько разных классификаций видов внимания. По У. Джемсу, внимание может быть:
1. сенсорным
, т.е. непосредственным (если объект вызывает интерес сам по себе), или производным (опосредствованным, если объект вызывает интерес лишь по ассоциации)
2. непроизвольным
(пассивным, рефлекторным, не сопровождающимся чувством усилия)
Отечественная школа
В СССР экспериментальным исследованием гипноза занимались П.Б. Ганнушкин, В.М.Б ехтерев, Л.Л. Васильев, А.Г. Иванов-Смоленский и др. ...
Психология возрастных этапов развития человека. Психическое
развитие в младенчестве. Кризис новорожденности (0-2
месяца)
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Шкала Апгар – тест на жизнеспособность, который используется сразу после рождения ребенка, в течение первых 5 минут жизни. Критерии жизнеспособнос ...
Суицидное развитие личности и суицидальное поведение
Характерно для людей, совершивших или пытающихся совершить попытку самоубийства. Истинное суицидальное поведение следует отличать от сходных вариантов самоповреждений и демонстративно-шантажных попыток, цель которых – не лишить себя жизни, а продемонстрировать окружающим это намерение. Одной из самых распространенных причин суицида явля ...