История гипноза

В традиционном, классическом гипнозе, который пришёл к нам из XIX века, гипнотизёр погружает человека в сон и подаёт ему прямые внушения команды. Однако эти команды, вопреки обывательским представлениям, вовсе не обязательно выполняются; и уже давно показано, что ни в каком, даже самом глубоком, гипнозе, невозможно внушением заставить человека делать то, чего он не хочет делать, что противоречит его моральным принципам и убеждениям.

С другой стороны, существуют данные, что наиболее изощрённые формы внушения могут заставить человека и группы людей выполнять заданную программу, даже если они некоторое время назад имели другие внутренние убеждения. Такие методы манипулирования особенно успешны в отношении групп людей.

Работы И. П. Павлова и его учеников показали, что в основе гипноза лежит процесс торможения, захватывающий кору больших полушарий головного мозга. Торможение это носит дробный характер, распространяясь на разных участках мозга на различную глубину и захватывая разные участки головного мозга. Между заторможенными участками лежат бодрствующие участки активной деятельности коры и подкорковых образований. Эти участки - "сторожевые пункты" - обеспечивают, в частности, возможность контакта ("раппорта") больного с гипнотизирующим его врачом и возможность лечебного воздействия словом (внушением) при изоляции других раздражений из внешнего и внутреннего мира больного, погруженного в гипнотическое состояние. Торможение при ГИПНОЗЕ сходно с торможением при физиологическом сне. В состоянии бодрствования сила возбуждения корковых клеток соответствует силе раздражения. Различная глубина торможения в разных областях головного мозга сопряжена с наличием в них фазовых состояний, переходных от сна к бодрствованию. Для фазовых состояний характерно изменение реакции клеток на воздействие раздражителя: при уравнительной фазе слабые и сильные раздражители действуют одинаково (например, слово врача, произнесённое тихо или громко, вызывает одинаковый эффект). При более глубоком торможении наступает парадоксальная фаза, когда слабые раздражители (например, слово) действуют одинаково или даже эффективнее, чем сильные (например, боль), которые иногда даже совсем не вызывают реакции. Отсюда возможно целебное воздействие словом в состоянии гипноза.

Развивающийся во время гипноза сон служит сам по себе целебным фактором (регуляция головным мозгом функции обмена веществ, внутренних органов, деятельности сердечно-сосудистой и др. систем организма). Гипноз может применяться как самостоятельный вид лечения или служить частью терапевтического комплекса (наряду с медикаментами, физиотерапевтическими процедурами, диетой и др. лечебными методами). Гипноз пользуются для лечения некоторых форм неврозов, психопатий, реактивных состояний. Воздействие гипноза возможно на любого человека. Быстрота и стадия достигаемой глубины гипноза индивидуальны. Лечение гипнозом вопреки желанию больного проводить не целесообразно. Ошибочно представление об универсальной пользе лечения гипнозом любого больного с любым заболеванием.


Иллюзия слуха
Наши дальнейшие опыты касаются слуховых впечатлений. Они протекают в следующем порядке: испытуемый получает в предварительных опытах при помощи так называемого «падающего аппарата» слуховые впечатления попарно: причем первый член пары значительно сильнее, чем второй член той же пары. После 10-15 повторений этих опытов следуют критически ...

Основные виды внимания
По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания: ü произвольное; ü непроизвольное; ü послепроизвольное. Много усилий было положено нашими психологами для решения вопроса о классификации видов внимания. Начало этой важной работы находим в исследованиях В.М. Бехтерева, который е ...

Динамика формирования привязанности
Различают 3 основных периода формирования детско-материнской привязанности в первые годы жизни: 1) период до 3 мес., когда младенцы проявляют интерес и ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми; 2) период 3-6 мес. В этот период младенец начинает различать знакомых и незнакомых взрослых. Постепенн ...