Язык, сознание и речьСтраница 2
Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное смысловое значение.
Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык – это непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как отдельно от него лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек более отчетливо уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли.
Язык и сознание образуют также противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость сознания от языка не является абсолютной. Сознание детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
В результате человеческой истории язык стал решающим орудием человеческого познания, благодаря которому человек смог выйти за пределы чувственного опыта, выделить признаки, сформулировать известные обобщения и категории. Если бы у человека не было труда и языка, у него не было бы и отвлеченного «категориального» мышления.
Процесс общения людей посредством языка называется речью, которая не идентична языку и является его вторичным образованием. Речь – это способ использования языка.
Речь имеет следующие функции:
1) коммуникативная, которая выражается в возможности общения между людьми;
2) экспрессивная: выражение душевного состояния человека (эмоции, чувства);
3) индикативная: способность указывать на объекты с помощью слов, которые в данный момент в реальности отсутствуют;
4) номинативная: способность называть предметы;
5) смысловая, которая заключается в том, что за каждым словом закреплен свой смысл, своё значение;
6) регуляция действий.
Речь делится на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь – это процесс разговоров, бывает письменная, устная и кинетическая (язык жестов). Устная речь, включенная в ситуацию, сопровождается жестами, интонацией, паузами, допускает сокращения. Письменная речь - это речь в отсутствии собеседника. Эта речь, не обладающая знанием ситуации, не поддерживаемая жестами и мимикой, должна обладать достаточной грамматической полнотой, позволяющей сделать письменное сообщение достаточно понятным. Письменная и устная речь могут воздействовать друг на друга. Кинетическая речь, возможно, сохранилась у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, наверно, единственный вид речи, выполнявший все речевые функции. Со временем он утратил свою функцию, однако остался в виде жестов, дополняющих речь, выражая ее эмоциональную окраску. Однако люди, глухонемые от рождения, или потерявшие возможность слышать и говорить в результате несчастного случая или заболевания, этим подвидом речи пользуются.
Внутренняя речь – это обеспечение мыслительного процесса. Выдающийся швейцарский ученый Ж. Пиаже, оценивая роль внутренней речи, выдвинул теорию, согласно которой ребенок рождается аутистическим существом, маленьким отшельником, который живет сам по себе, мало общаясь с внешним миром. Поначалу ребенку свойственна аутистическая, эгоцентрическая речь, направленная на самого себя, а не на общение со сверстниками или взрослыми. Лишь постепенно, по мнению Пиаже, поведение ребенка начинает социализироваться, а вместе с ним социализируется и речь как средство общения или коммуникации.
Л.С. Выготский в трактовке внутренней речи поддерживался другой теории. Он считал, что ребенок с рождения является социальным существом; сначала он связан с матерью физически, затем биологически, но самого рождения он связан с матерью социально. Эта социальная связь проявляется в общении ребенка с матерью, обращении к нему с речью. Мать обучает его выполнять ее указания, все это происходит с самого раннего возраста. Согласно этому взгляду эволюция речи ребенка заключается в том, что сначала ребенок адресует социальную речь взрослому, предлагая помочь ему, а не получая помощи, сам начинает анализировать ситуацию, пытаясь с помощью речи анализировать ситуацию, возможные выходы из нее. Так, по мнению Л.С. Выготского, рождается интеллектуальная, регулирующая поведение функция речи самого ребенка.
Умение слушать
Умение слушать — один из главных показателей культуры человека — особо важное значение приобретает в деловых отношениях, так как один из основных принципов ведения деловых бесед и коммерческих переговоров — исключительное внимание к говорящему человеку. Если вы покажете ему, что вы заинтересованный слушатель, это будет самым приятным ко ...
Теории привязанности
Боулби Дж.(1973), основоположник «Теории привязанностей», его последователь Эйнсворт М.(1979) и другие (Фалберг В.(1995), Спитц Р.А.(1968), а также Авдеева Н.Н.(1997), Ершова Т.И. и Микиртумов Б.Е (1995)), доказали важность привязанностей и интерперсональных отношений между ребенком и родителями (лицами, их заменяющими), важность формир ...
Проституция в свете положений Декларации о правах человека.
Так как проституция, т.е. предоставление сексуальных услуг за вознаграждение или без него, при условии, что женщина не выбирает партнера, возможно только на основе болезненного состояния женщины, то это является нарушением прав человека. Женщина в данной ситуации превращается в товар на рынке услуг. Партнер становится покупателем, нару ...