ПриложенияСтраница 34
Для детей с задержкой психического развития наиболее эффективной является невербальная инструкция. Часты случаи потери инструкции в процессе выполнения задания, из-за повышенной отвлекаемости, импульсивности, неорганизованности.
3. Характер деятельности:
наличие и стойкость интереса к заданию;
целенаправленность и активность;
способы деятельности (адекватность, рациональность);
уровень сформированности (действует методом проб и ошибок, методом зрительного соотнесения, на основе представления);
использование помощи, виды и мера помощи;
волевые усилия.
У детей с задержкой психического развития также наблюдается снижение познавательной активности. Их умственные операции недостаточно сформированы, им трудны обобщения и абстрагирование признаков предметов. Слабо развита произвольная регуляция деятельности, отсутствуют навыки самоконтроля.
4. Способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания (см. выше).
5. Критичность оценки результатов своей работы.
У детей с задержкой психического развития эмоциональные реакции на ситуации успеха и неудачи более адекватные (по сравнению с умственно отсталыми детьми).
6. Состояние моторики.
У детей с задержкой психического развития недоразвитие моторики отмечается реже.
7. Уровень речевого развития.
У детей с задержкой психического развития отмечается бедность особенно активного словаря, трудности звукового анализа слова, возможны аграмматизмы и т.д. Существенно запаздывает развитие внутренней речи.
Дадим описание типичных результатов
наиболее употребляемых
методик.
Пирамиды из четырех колец (предлагается с 3 лет): дети с задержкой психического развития выполняют это задание на более низком уровне по сравнению с нормальными сверстниками, но значительно лучше, чем умственно отсталые. В отличие от умственно отсталых проявляют интерес и понимают смысл задания. Нет грубых неадекватных действий. Используют помощь и осуществляют перенос на аналогичное задание.
Доски Сегена (доска № 1 предлагается детям с 2 лет, доска № 6 — с 4 лет): дети с задержкой психического развития по характеру работы с досками Сегена ближе к нормально развивающимся детям. Различия имеются в качестве и темпе работы. Им нужна в большей степени помощь, организация деятельности («Не спеши!», «Попробуй по-другому"), поощрение в процессе выполнения задания. Снижение и неравномерность темпа могут быть вызваны как усложнением задания, так и физическим состоянием ребенка (астения и пр.).
Коробочка форм (почтовый ящик) предлагается с 3—4 лет. Деятельность детей с задержкой психического развития отличается от работы умственно отсталых. Они проявляют интерес к самому заданию, реже случаи неадекватных действий. Лучше используют помощь.
Разрезные картинки (предлагается с 3—4 лет): дети с задержкой психического развития начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам. Возможны пробы. Картинка из четырех частей, разрезанная по горизонтали и вертикали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте, однако после показа, способа действия (экспериментатор сам собирает картинку, а затем разрушает ее) ребенок выполняет задание. Допустимы примеривания. Составление картинок из четырех частей, разрезанных по диагоналям, требует специального длительного обучения.
Методика психолого-педагогического обследования детей 3—5 лет
№ п/п |
Задание |
Выполнение задания | |
3—4 года |
4—5 лет | ||
1 |
Разборка и складывание матрешки: четырехместной пятиместной |
+ - |
- + |
2 |
Разработка и складывание пирамидки: из четырех колец из шести колец |
+ 9 |
9 + |
3 |
Доски Сегена 1 и 6 |
+ |
+ |
4 |
Коробочка форм (почтовый ящик): из четырех форм из пяти форм |
+ - |
- + |
5 |
Разрезная картинка: из трех частей из четырех частей |
+ 9 |
- + |
6 |
Цветные кружки: пяти цветов семи цветов |
+ - |
- + |
7 |
«Достань ключик»: практическая задача на картинке |
+ - |
- + |
8 |
Счет |
+ |
+ |
9 |
Конструирование: из четырех элементов из пяти элементов |
+ - |
- + |
10 |
Рисование (дом, дерево, человек) |
+ |
+ |
11 |
Игра |
+ |
+ |
Социальное и психологическое значение мимики
Задолго до того, как дети начинают произносить отдельные слова, выражения их лиц передают сообщения, которые являются решающими для контакта матери и ребенка. Выражения лиц говорят нам о том, что дети радостны или печальны, сердиты или испуганы, удивлены или смущены. Если мы не сможем «прочитать» то, что «написано» у ребенка на лице, мы ...
А.Н. Леонтьев о соотношении внутренней и внешней деятельности
внутренние действия – это действия, подготавливающие внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбирать нужное действие, дают человеку возможность избежать грубых, а иногда и роковых ошибок;
внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отлич ...
Критический взгляд на НЛП
Поскольку нейро-лингвистическое программирование у нас в стране известно ещё не слишком широко, в этой курсовой работе мы довольно широко обращались к оригинальным текстам авторов, которые работают в этом направлении психологии. Ведь для того, чтобы сделать попытку оценить что-либо, необходимо прежде с ним познакомиться. Теперь, когда к ...