Развитие психических функций дошкольника
1. Речь. В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления, а также предметом сознательного изучения (обучение чтению и письму). Развивается звуковая сторона речи – произношение. Интенсивно растет словарный состав. Развивается грамматический строй речи, в связи с чем появляется собственное словотворчество. К.И.Чуковский в книге «О двух до пяти» собрал много примеров словотворчества: больной ребенок требует: «Положите мне на голову холодный мокресс!», «Пойдем в этот лес заблуждаться». «Бабушка! Ты моя лучшая любовница!». «У лысого голова – босиком». «Муж стрекозы – стрекозел». «Дым трубиться». «Мама сердится, но быстро удобряется». Усвоение грамматического строя языка и увеличение активного словаря способствует овладению всеми формами устной речи, присущими взрослым: монологической, диалогической, эгоцентрической (ребенок не понимает, что его могут не слушать).
2. Восприятие утрачивает аффективный характер, становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений – пояснения взрослых помогают ребенку целенаправленно и осмысленно изучать окружающий мир.
3. В развитии мышления происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, и, в конце периода - к словесно-логическому мышлению. Основным видом мышления является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Ж.Пиаже. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия (пока только на житейском уровне – живые-неживые существа, растения, животные, предметы быта и т.д.). К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей, что важно для дальнейшего развития интеллекта. Важно отметить, что в этот период развитие речи опережает развитие мышления.
4. Память становится доминирующей функцией (Л.С.Выготский). Это период характеризуется легкостью запоминания самой разнообразной информации. Память младшего дошкольника непроизвольна – интересные события, образы легко запечатлеваются. Непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Быстро запоминаются стихи, сказки, рассказы, фильмы. Смысловая память развивается наряду с механической. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически и обычно включены в другие виды деятельности (игра, утренник, занятия). В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя.
Первая и наиболее общая особенность оперативной памяти руководителя состоит в достаточно высокой мере ее сформированное™ и уровне развития в целом, в ее «натренированности», в овладении способами и средствами оперативного запоминания и воспроизведения информации. Этот вид памяти по уровню своего развития должен занимать в структуре мнем ...
Сон родился в тепле
Считается, что сон появился вместе с терморегуляцией. Большая часть млекопитающих приспособилась к жизни путем организации терморегуляции (некоторые исследователи связывают это с великим оледенением).
В отличие от холоднокровных животных, у которых сна нет, а есть лишь бодрствование и покой, во время которого мозг отключается, мозг т ...
Эклектические теории эмоций
Эти теории представляют нам совершенно новые модели эмоций, которые объединяют все ранее представленные учения в некий собирательный "букет" разнородных принципов и идей современных зарубежных исследователей психологии эмоций.
В этот "букет" входят следующие модели эмоций: "Функционалистская" концепция Кам ...