Социально-психологическая характеристика молодостиСтраница 1
1. Молодость называют ранней взрослостью, тем самым, подчеркивая ее двойственный характер: с одной стороны молодой человек имеет полное право вести взрослую жизнь, с другой стороны он часто оказывается не способным найти и реализовать в ней себя[20]:
1. Молодежные браки часто замешаны на противоречии между потребностью быть вместе с любимым человеком и неспособностью обеспечить материальную независимость от родителей.
2. Приходя в профессию, молодые специалисты горят стремлением произвести в ней революцию, стремятся бороться с косностью и консерватизмом. При этом часто такой «максимализм» часто не подкреплен знаниями, опытом, умениями, ориентации в окружающем мире.
2. Основная психологическая особенность первых лет периода – выраженный инфантилизм (Сапогова Е.Е., 2001).
Инфантилизм – сохранение во взрослом состоянии черт характера, свойственных детям и подросткам. Заключается в социальной, нравственной и гражданской неразвитости, незрелости.
По мнению Б.Г. Ананьева это объясняется несовпадением во времени наступления зрелости трех сторон развития молодежи:
1. Физической зрелости – зрелости человека как индивида.
2. Гражданской зрелости – зрелости как личности.
3. Умственной зрелости и трудоспособности – зрелости человека, как субъекта познания и труда.
3. Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) выражено сильное стремление к самовыражению.
Самовыражение проявляется:
1. В выборе профессии и начале самостоятельной профессиональной карьеры (первостепенная задача для мужчин).
2. В создании собственного окружения (партнер, семья, дети) - первостепенно для женщин.
3. В развитии творческих способностей
Все это является условиями выработки собственного индивидуального жизненного стиля.
4. Приводится в соответствие личность, характер, индивидуальность с выбранным способом самореализации в обществе. Это становится возможным на основе самопознания, самопринятия и выстраивания системы личных, нравственных, культурных ценностей.
5. Выстраивается жизненная стратегия, которая формируется в результате соотнесения своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества. Эта стратегия опирается на временную жизненную перспективу, которая создавалась на этапе от дошкольного до юношеского возраста.
В молодости стратегии жизни могут быть разнообразными. Варианты:
§ путь «четкого плана» - определяется жизненная линия и профессиональная перспектива, затем упорно реализуется;
§ путь пробования себя в разных качествах, обозначения различных перспектив самореализации, и только после этого определение главных позиций;
§ путь устройства жизни при использовании обеспеченного «тыла» со стороны родителей;
§ путь «крутых перемен» - «отрыва» от родителей, смены города, поиска «другой жизни»;
§ путь скорейшего семейного устройства и рождения детей;
§ путь длительного сохранения личной свободы и пр.
6. В социальном плане ведущее место занимает поиск партнера и вступление в брак, что связано с освоением новых социальных ролей (супруг, сексуальный партнер, родитель), в эмоциональном - любовь. Эриксоновская формула возраста звучит так: «Мы есть то, что мы любим».
По результатам опроса студентов, в основе брачных отношений лежит:
1. эмоциональное и сексуальное тяготение друг к другу (40%);
2. дружба и совместимость (20%);
3. жертвенность (20%);
4. спокойствие (17%);
5. реализм / практицизм (3%)
Широко известна нестабильность брака в молодости (в среднем, в этот период жизни распадается 60% браков, причем этот процент еще выше в среде служащих и лиц с высшим образованием). Одновременно отмечается тенденция молодых женщин воздержаться от рождения детей в первые годы брака из-за желания реализоваться сначала как личность и профессионал. Каждый 7-й молодой человек предпочитает вообще не вступать в брак, имея при этом сексуального партнера. Нарастает тенденция формирования разновозрастных пар и рождению женщинами ребенка «для самой себя». Т.е. можно говорить о том, что в современном мире размывается институт семьи как структуры из взрослой пары и детей (Сапогова, стр386).
Методы изучения сплоченности
Техника измерения групповой сплоченности включает два тесно соприкасающихся методических подхода.
Первый – измерение эмоциональной привлекательности членов группы. Он строится наперёд в положении: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа в целом, тем выше индекс групповой сплоченности. Методи ...
Иллюзии восприятия движения
Если человек, сидя в вагоне поезда, фиксирует взгляд на пейзаже за окном, ему кажется, что объекты, находящиеся ближе точки фиксации, движутся на него, причем настолько быстро, что ему порой не удается различить детали. А предметы, расположенные на заднем плане, т.е. за точкой фиксации, движутся вместе с наблюдателем достаточно медленно ...
Техники релаксации
Наиважнейшим понятием при занятиях релаксацией является генерализация, то есть распространение эффекта релаксации. Дело в том, что несистематические и поверхностные занятия релаксацией дают лишь временный, неполный эффект. И только регулярные занятия по правильной методике приводят к стойкой генерализации эффекта — тогда у человека стой ...