Социально-психологическая характеристика молодости
Страница 1

Возрастная психология » Социально-психологическая характеристика молодости

1. Молодость называют ранней взрослостью, тем самым, подчеркивая ее двойственный характер: с одной стороны молодой человек имеет полное право вести взрослую жизнь, с другой стороны он часто оказывается не способным найти и реализовать в ней себя[20]:

1. Молодежные браки часто замешаны на противоречии между потребностью быть вместе с любимым человеком и неспособностью обеспечить материальную независимость от родителей.

2. Приходя в профессию, молодые специалисты горят стремлением произвести в ней революцию, стремятся бороться с косностью и консерватизмом. При этом часто такой «максимализм» часто не подкреплен знаниями, опытом, умениями, ориентации в окружающем мире.

2. Основная психологическая особенность первых лет периода – выраженный инфантилизм (Сапогова Е.Е., 2001).

Инфантилизм – сохранение во взрослом состоянии черт характера, свойственных детям и подросткам. Заключается в социальной, нравственной и гражданской неразвитости, незрелости.

По мнению Б.Г. Ананьева это объясняется несовпадением во времени наступления зрелости трех сторон развития молодежи:

1. Физической зрелости – зрелости человека как индивида.

2. Гражданской зрелости – зрелости как личности.

3. Умственной зрелости и трудоспособности – зрелости человека, как субъекта познания и труда.

3. Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) выражено сильное стремление к самовыражению.

Самовыражение проявляется:

1. В выборе профессии и начале самостоятельной профессиональной карьеры (первостепенная задача для мужчин).

2. В создании собственного окружения (партнер, семья, дети) - первостепенно для женщин.

3. В развитии творческих способностей

Все это является условиями выработки собственного индивидуального жизненного стиля.

4. Приводится в соответствие личность, характер, индивидуальность с выбранным способом самореализации в обществе. Это становится возможным на основе самопознания, самопринятия и выстраивания системы личных, нравственных, культурных ценностей.

5. Выстраивается жизненная стратегия, которая формируется в результате соотнесения своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества. Эта стратегия опирается на временную жизненную перспективу, которая создавалась на этапе от дошкольного до юношеского возраста.

В молодости стратегии жизни могут быть разнообразными. Варианты:

§ путь «четкого плана» - определяется жизненная линия и профессиональная перспектива, затем упорно реализуется;

§ путь пробования себя в разных качествах, обозначения различных перспектив самореализации, и только после этого определение главных позиций;

§ путь устройства жизни при использовании обеспеченного «тыла» со стороны родителей;

§ путь «крутых перемен» - «отрыва» от родителей, смены города, поиска «другой жизни»;

§ путь скорейшего семейного устройства и рождения детей;

§ путь длительного сохранения личной свободы и пр.

6. В социальном плане ведущее место занимает поиск партнера и вступление в брак, что связано с освоением новых социальных ролей (супруг, сексуальный партнер, родитель), в эмоциональном - любовь. Эриксоновская формула возраста звучит так: «Мы есть то, что мы любим».

По результатам опроса студентов, в основе брачных отношений лежит:

1. эмоциональное и сексуальное тяготение друг к другу (40%);

2. дружба и совместимость (20%);

3. жертвенность (20%);

4. спокойствие (17%);

5. реализм / практицизм (3%)

Широко известна нестабильность брака в молодости (в среднем, в этот период жизни распадается 60% браков, причем этот процент еще выше в среде служащих и лиц с высшим образованием). Одновременно отмечается тенденция молодых женщин воздержаться от рождения детей в первые годы брака из-за желания реализоваться сначала как личность и профессионал. Каждый 7-й молодой человек предпочитает вообще не вступать в брак, имея при этом сексуального партнера. Нарастает тенденция формирования разновозрастных пар и рождению женщинами ребенка «для самой себя». Т.е. можно говорить о том, что в современном мире размывается институт семьи как структуры из взрослой пары и детей (Сапогова, стр386).

Страницы: 1 2 3


Анализ результатов
Анализ результатов будет проводится параллельно по двум классам, которые будут обозначаться – класс А и класс Б. Результатом социометрии стало получение социометрических коэффициентов, при помощи которых были выделены подгруппы внутри групповой структуры класса:“звезды”, предпочитаемые, принятые и изолированные. Результаты представлены ...

Жарикова Людмила
16 лет. Ученица 9а класса общеобразовательной школы. Первое впечатление: аккуратна, гармонична, несуетлива, спокойна. К предложенному исследованию отнеслась с любопытством. Согласилась сразу и попросила рассказать о результатах. Из предварительной беседы. Людмила учится в общеобразовательной школе. Успеваемость хорошая, всего три чет ...

Деятельность как основание личности
Глав­ная за­да­ча со­сто­ит в том, что­бы вы­явить дей­ст­ви­тель­ные «об­ра­зую­щие» лич­но­сти — это­го выс­ше­го един­ст­ва че­ло­ве­ка, из­мен­чи­во­го, как из­мен­чи­ва са­ма его жизнь, и вме­сте с тем со­хра­няю­ще­го свое по­сто­ян­ст­во, свою ау­тои­ден­тич­ность. Ре­аль­ным ба­зи­сом лич­но­сти че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся со­во­ку ...