Социально-психологическая характеристика молодостиСтраница 2
Основная задача развития в этом направлении – освоение родительской роли. Разрешение этой проблемы возможно путем принятия ответственности друг за друга и за себя, а также путем открытого обсуждения супругами содержания родительской роли (См. Абрамова, стр 531).
Роль матери. По Абрамовой Г.С. (2000), начинается:
- с освоения идеала Женщины и Мужчины,
- с освоения самой цели о смысле жизни,
- с переживания возможности понять другого человека,
- с переживания своей собственной силы воздействия на другого человека, и его на тебя.
Главным критерием в реализации роли матери является субъективное ощущение женщины, что она любима и значима. Тогда она способна перенести свою любовь и на ребенка, и он не воспринимается как «помеха» в отношениях супругов. Другая проблема – смещение ролей жены и матери – женщина начинает себя вести по-матерински и с ребенком и с супругом. Это приводит мужчину к переживанию утраты индивидуального места в структуре семейных отношений, что может привести к конфликтам. Третья проблема – необходимость женщины в этот период развивать деловую карьеру.
Роль отца. В связи с тенденцией роста неполных семей, многие современные дети не знают о существовании такой семейной социальной роли и ее конкретном воплощении (Абрамова Г.С., стр. 537). Нормальное освоение роли отца предполагает наличие следующих ролевых статусов:
- защитник; - кормилец; - организатор семейного обустройства; - экзистенциальная роль – носитель модели правильной жизни.
Психологические ловушки при освоении роли отца:
1. «ловушка простой цели» - отказ от наличия экзистенциальной цели и роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»)
2. «ловушка ожидаемого долженствования» («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»)
3. «ловушка нормальности», или «все, как у людей» - потенциальный отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов семьи.
4. «ловушка правоты силы», или «против лома нет приема» - отказ от всех возможных способов разрешения конфликтов, кроме силовых.
5. «ловушка возраста» («Я еще молодой, мне погулять хочется», «Он еще ничего не понимает, пусть мать с ним возиться») – ориентация на физический возраст как на критерий развитости человека.
6. «ловушка подарка» («Я ему все покупаю, что захочет ») Подмена экзистенциальности в отношениях предметами. Игнорирование ценности личного общения.
7. «ловушка потребительства» или «в своей семье можно расслабиться» - чувства других членов семьи не учитываются.
8. «ловушка превосходства пола» - заведомый отказ от способов решения жизненныз задач неизвестным (женским) способом.
9. «ловушка социальной ценности пола». («Мужчину везде на работу примут», «Меня любая подберет») - отказ от экзистенциальных переживаний как от бессмысленных и ненужных.
10. «ловушка ревности к детям» - необходимость считаться с тем, что внимание жены принадлежит еще кому-то.
7. К 30 годам многие подводят некоторые личные итоги, основанные на рассудочном и критичном отношении к самому себе. Большинство людей к этому времени могут понять, что они могут и чего не могут, что дается с трудом, а чего, скорее всего, достигнуть не удастся. На этой основе осуществляется
§ перепланировка жизни,
§ переоценка ценностей,
§ переориентация жизненных мотивов.
Человек осмысленно делает выбор и готов принять его последствия.
8.4 Кризис молодости (27- 33 года)
Общая характеристика кризиса:
1. Переживание чувства «прощания с молодостью»
2. Пересматриваются основы образа жизни (ощущение впустую потраченного времени).
3. Переоценка ценностей.
4. Критический пересмотр своего «Я».
5. Подведение итогов в профессиональном росте. Важность карьеры для мужчин.
6. Подведение итогов в устройстве личной жизни. Важность создания семьи для женщин.
7. Осознание необходимости новых жизненных задач.
8. Потребность ощутимых перемен наряду с некоторым страхом перед ними (неудача более значима, чем несколько лет назад).
Требования к организации взаимодействия педагога с родителями
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, ...
Структурные способы преодоления конфликтной ситуации
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Руководитель должен начинать управление конфликтом с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.
К структурным методам относятся:
ü Разъяснение требований к ...
Средняя зрелость: продуктивность – инертность
Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема – выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить, и работать это будущее поколение. Каждый взрос ...