Психологическое переживание старения и старости
Развитие человека продолжается и в старости. Для многих людей, приближающихся к 60 годам, становится очевидной необходимость рефлексировать жизненный путь с точки зрения оценки его реализованности и оценки перспектив на будущее.
Типичными размышлениями этого времени считаются такие:
§ «как летит время»,
§ «как быстро прошла жизнь»,
§ «непонятно, на что было потрачено так много времени»,
§ «если бы впереди было много времени, то я бы .»,
§ «как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок» и т.п.
Исследователи этого периода жизни особо отмечают возраст около 56 лет, когда люди, находящиеся на пороге старения, переживают чувство, что можно и нужно еще раз преодолеть трудное время, попытаться, если надо, что-то изменить в собственной жизни.
Большинство стареющих людей переживают этот кризис как последнюю возможность реализовать в жизни то, что они считали смыслом или целью своей жизни, хотя некоторые, начиная с этого возраста, начинают просто «отсиживать» время жизни до смерти, «ждать своего часа», считая, что возраст не дает шансов серьезно что-то изменить в судьбе. Выбор той или иной стратегии зависит от личностных качеств и тех оценок, которые личность дает собственной жизни.
Л.С. Выготский: теория высших психических функций
Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, был Л.С. Выготский (1896 – 1934). Не ограничившись общими формулами марксистской философии, он предпринял попытку почерпнуть в ней положения, которые позволили бы психологии выйти на новые рубежи в ее собственном проблемном поле.
Марксизм утверж ...
Требования к организации взаимодействия педагога с родителями
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, ...
Коммуникативно-психологические основы делового общения. Коммуникационная
сторона
Деловое общение — это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.
Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;
как преодоле ...