ВведениеСтраница 1
Актуальность темы: "Современные зарубежные концепции эмоций", определяется тем, что эмоции как одна из самых важнейших составляющих нашей жизни непременно привлекала к себе многих исследователей в области психологии. Ведь всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, окрашено чувственными переживаниями, некоторые из них мы считаем "отрицательными", другие "положительными". Эти переживания выражаются в такие сложные субъективные образования, как интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, которые влияют на наше поведение и представляют собой эмоции.
Изучение данной проблемы позволит нам разобраться в содержании эмоции, т.е. разобрать эмоцию на её составные части, а также позволит лучше понять механизмы возникновения эмоций, их функции, влияние эмоции на нашу мотивацию, организацию и направленность восприятия, мышления и действии с поля зрения эмоций. Все это мы сможем осмыслить во всех представленных нам в течение всей истории концепции эмоций, с помощью которых можно приблизиться к идентификации и пониманию такого смыслового конструкта, как "человеческая эмоция". Чтобы у нас не возникало недопонимания в определении эмоций, приведем краткое и несложное описание эмоции, которое, однако, ни в коем случае нельзя считать полным.
Эмоция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям [1; 175].
Подчеркнем, что адекватное понимание эмоции возможно только при учете, как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолютно различные эмоции.
Разработанность проблемы.
Анализ научной литературы показывает, что данной проблемой занимались, ряд исследователей из них следует отметить работы таких ученых: Уильям Джемс в сотрудничестве с Карлом Ланге, которые рассматривали эмоцию с точки зрения физиологического процесса, такую же позицию занимали и Кэннон с Бардом, хотя не были согласны со своими предшественниками. Когнитивный компонент эмоциям добавили Стэнли Шехтер и Джеферсон Сингер, Ричард Лазарус и Леон Фестингер. Функции эмоций были рассмотрены Феликсом Крюгером, Элизабет Даффи, Фредериком Бартлеттом, Полом Янгом и Робертом Липером сторонником идеи об интегрирующей роли эмоций. Хотя, несомненно, Чарльза Дарвина можно считать первым сторонником функционализма. Базовые эмоции выявляли следующие теоретики в области психологии эмоций: Уильям Мак-Дугалл и Вудвортс, Гарольд Шлоссберг, Роберт Плутчик, Силван Томкинс и Кэррол Изард. Эклектические теории, которые представляют объединения принципов и идей всех предшествующих концепций представлены следующими учеными: Кампосом, Кэролином Саарни и Кемпером, Кейтом Оутли и Филиппом Джонсон-Лэрдом, Карвером и Шайером, Полом Экманом и Дэвидом Мацумото.
Все эти ученые имеют свои точки зрения, и представляют различные подходы к пониманию эмоций, но в данный момент существуют три составляющие эмоции:
физиологической;
субъективной;
экспрессивной.
Это означает, что мы, во-первых, претерпеваем эмоцию как
физиологическое состояние, во-вторых, переживаем её и, в-третьих, выражаем.
Цели и задачи.
Целью данной контрольной работы является изучение зарубежных концепций эмоций. Исходя из поставленной цели, мы должны решить следующие задачи:
Рассмотреть работы зарубежных исследователей с использованием научной литературы на тему "Современные зарубежные концепции эмоций".
Выявить обобщающие характеристики появлений теорий эмоции и рассмотреть каждую концепцию в представленной теории, например, таких как эти:
а) Детерминистские теории эмоций;
Изоморфизм
При объяснении фи-феномена необходимо учитывать соответствие между гештальтами в переживании непосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головном мозге. Эта идея, получившая название изоморфизма (по-гречески isos – одинаковый, morphe – форма, изоморфизм – соответствие между гештальтами в переживании непосредстве ...
Интеллектуальная сфера
1. Существенно развивается теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения.
2. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях – развитие интеллекта тесно связано с творческими способностями. Его развитие предполагает не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего ...
Структура каждого занятия
Каждое занятие включает следующие элементы:
Ритуал приветствия
Разминка
Основная часть
Рефлексия
Ритуал прощания ...