Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга

В основном все дифференциальные теории основываются на трехмерном представлении системы чувств Вундта, в которой выделяются три пары простых чувств:

удовольствие - неудовольствие,

возбуждение - успокоение,

напряжение - разрешение.

Чувства, располагающиеся по одной прямой, исключают друг друга, т.е. одновременно они существовать не могут. Чувства, расположенные на отрезках от пересечения осей, могут сосуществовать с двумя другими измерениями, к которым они сами не принадлежат. Следовательно, всё многообразие чувств заполняет геометрическое пространство, разделенное векторами простых чувств. Сложное чувство будет формироваться из мгновенных значений изменения простых чувств [5; 27 - 28].

На основе этой трехмерной схемы в 1938 году Вудвортс предложил свою двухмерную классификацию мимических выражений эмоций в виде круга с двумя осмии: "удовольствие - неудовольствие" и "принятие - отталкивание". Затем в 1941 году Гарольд Шлоссберг добавил третье измерение "сон - напряжение" [3; 42]. Однако последующие исследования показали, что оценки "принятие - отталкивание" и "сон - напряжение" высоко корректируют друг с другом и не является независимыми [5; 28].

В результате была создана шкала Шлоссберга - Вудвортса для предсказания категории эмоций с помощью оценок удовольствия - неудовольствия и принятие - отталкивания. Шкала является круговой и включает шесть основных категорий:

любовь, счастье, радость;

удивление;

страх, страдание;

гнев, решительность;

отвращение;

презрение.

Чем больше расстояние между отдельными позициями на шкале, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Любое предъявленное мимическое выражение может быть представлено как точка в пространстве, ограниченном окружностью. Прочертив отрезок из точки пересечения шкал через эту эмпирически полученную точку к ближайшей дуге окружности, можно определить содержание переживаемой эмоции [1; 182 - 183].


Кризис «середины жизни»
Наиболее дискуссионным вопросом является вопрос о кризисе середины жизни, его хронологических границах, содержании и применении в отношении кризиса понятия нормативности. В связи с последним, некоторые западные исследователи придерживаются «модели перехода» и определяют задачи развития для каждого периода взрослости. Большое значение пр ...

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе
В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимо ...

Семь основных приемов информационно-психологического воздействия или "азбука пропаганды"
С точки зрения истории справедливо отметить, что одной из первых попыток систематизации приемов информационно - психологического воздействия на массовое сознание с помощью пропаганды, явилось описание в ряде зарубежных и отечественных источников технологии стереотипизации и "большой лжи", а также выделение следующих семи основ ...