Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга
В основном все дифференциальные теории основываются на трехмерном представлении системы чувств Вундта, в которой выделяются три пары простых чувств:
удовольствие - неудовольствие,
возбуждение - успокоение,
напряжение - разрешение.
Чувства, располагающиеся по одной прямой, исключают друг друга, т.е. одновременно они существовать не могут. Чувства, расположенные на отрезках от пересечения осей, могут сосуществовать с двумя другими измерениями, к которым они сами не принадлежат. Следовательно, всё многообразие чувств заполняет геометрическое пространство, разделенное векторами простых чувств. Сложное чувство будет формироваться из мгновенных значений изменения простых чувств [5; 27 - 28].
На основе этой трехмерной схемы в 1938 году Вудвортс предложил свою двухмерную классификацию мимических выражений эмоций в виде круга с двумя осмии: "удовольствие - неудовольствие" и "принятие - отталкивание". Затем в 1941 году Гарольд Шлоссберг добавил третье измерение "сон - напряжение" [3; 42]. Однако последующие исследования показали, что оценки "принятие - отталкивание" и "сон - напряжение" высоко корректируют друг с другом и не является независимыми [5; 28].
В результате была создана шкала Шлоссберга - Вудвортса для предсказания категории эмоций с помощью оценок удовольствия - неудовольствия и принятие - отталкивания. Шкала является круговой и включает шесть основных категорий:
любовь, счастье, радость;
удивление;
страх, страдание;
гнев, решительность;
отвращение;
презрение.
Чем больше расстояние между отдельными позициями на шкале, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Любое предъявленное мимическое выражение может быть представлено как точка в пространстве, ограниченном окружностью. Прочертив отрезок из точки пересечения шкал через эту эмпирически полученную точку к ближайшей дуге окружности, можно определить содержание переживаемой эмоции [1; 182 - 183].
Ранняя юность (15 – 17 лет). Общая характеристика
возраста
В отечественной возрастной психологии возраст старшего школьника (10-11 классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Содержание ранней юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овла ...
Понятие личности в психологии
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
По ...
Введение.
Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов. В систему педагогической поддержки они включают и психологическую, поскольку она также интегрируется образовательным учреждением.
К анализу понятия "педагогическая поддержка" и к характеристике его содержания подходят по-разному.
Так, п ...
