Дифференциальная концепция Мак-Дугалла
В 1910 году в Бостоне выходит книга Уильяма Мак-Дугалла "Введение в социальную психологию", которая привлекла внимание ученых во многих странах, в том числе и в России, и уже в 1916 году в Москве издается русский перевод книги [3; 47].
В книге Мак-Дугалл пытается расширить один из центральных в то время терминов - "инстинкт". Он полагал, что инстинкты так же присущи человеку, как и животным. Согласно его теории каждому животному инстинкту в человеческом поведении соответствует вполне определенная эмоция [4; 26], которая подобно любому душевному процессу:
Может возникать на основе представлений;
Имеет три аспекта - познавательный, эмоциональный и волевой;
Формы его проявления могут бесконечно видоизменяться и усложняться.
Таким образом, Мак-Дугалл выявил 7 базовых эмоций на основе следующих инстинктов:
1) Инстинкт бегства и эмоция страха, которая, по его мнению, служит фактором социальной дисциплины, ибо научает людей контролировать свои эгоистические импульсы;
2) Инстинкт отталкивания и эмоция отвращения;
3) Инстинкт любопытства и эмоция удивления;
4) Инстинкт драчливости и эмоция гнева;
5) Инстинкт самоуничижения (или покорности) и эмоция покорности;
6) Инстинкт самоуверенности и эмоция самовосхваления;
7) Родительский инстинкт и эмоция нежности.
Уильям Мак-Дугалл не отрицает важного значения полового, пищевого и стадного инстинктов. Однако он не находит соответствующих для них первичных эмоций, а все связанные с ними переживания относит к так называемым сложным и вторичным эмоциям. В качестве трех базовых типов эмоций он называет - любовь, ненависть и уважение. В свою очередь внутри каждого типа дифференцируются чувства по степени конкретности или обобщенности их предмета: чувство любви к конкретному ребенку, чувство любви к детям вообще, чувство любви к справедливости. При этом эмоции различаются по силе и влиянию на поведение. В качестве двух первичных и фундаментальных модальностей чувств называются удовольствие и страдание или удовлетворение - неудовлетворение, которые окрашивают и характеризуют все побуждения. Удовольствие является следствием и знаком полного или частичного успеха, а страдание - следствием и знаком полной или частичной неудачи [3; 47 - 48].
Психоделическая психотерапия
Метод предложен Саважем и др. (Savage Ch. et al., 1964) и используется для вызывания у пациента особых состояний, способствующих решению им психологических проблем, лежащих в основе заболевания.
Метод основывается на одноразовом приеме психоделического средства (ЛСД в дозах от 400 до 1500 гамм), для того чтобы вызвать мистические, «тра ...
Методы возрастной психологии
Основные группы методов, применяемые в возрастной психологии по классификации Б.Г.Ананьева:[3]
1. 1 группа - организационные методы:
1.1. сравнительный,
1.2. лонгитюдный
1.3. комплексный.
2. 2 группа – эмпирические методы:
2.1. наблюдение и самонаблюдение;
2.2. экспериментальные методы;
2.3. психодиагностические методы – тесты, ...
Кризис юношеского возраста
Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинен ...