Напряженные ситуации педагогической деятельности
Страница 6

Инфо по психологии » Психологическое здоровье учителя » Напряженные ситуации педагогической деятельности

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош.

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

Вы тоже иногда, чтобы успокоить себя, если невозможно достичь желаемого, говорите: «Не очень-то и хотелось!»

Психологическая самозащита дает лишь временное ощущение благополучия Я-концепции, успокаивает чувство вины и совести. Она не делает нас лучше, закрепляет наши недостатки. В действительности это способы подсознательной самомаскировки, самообмана, ложной защиты. Необходимо иметь смелость и мужество перед самим собой, чтобы разглядеть их в себе и устранить.

Существуют следующие разновидности непроизвольного реагирования человека на внешние воздействия и изменения обстоятельств:

- эмоциональные реакции, выражающие переживание человеком этих воздействий;

- изменение психического состояния;

- возбуждение сознания: возникновение образов, мыслей, оценочных суждений;

- те или иные активные действия личности (поведение и поступки).

Эмоциональные реакции личности могут быть адекватными, т.е. соответствующими общепринятым правилам поведения и нормам физического и психического здоровья, и неадекватными, т.е. не соответствующими, не соизмеримыми с величиной и характером внешних воздействий, выходящими за пределы общепринятых норм. Неадекватные эмоциональные реакции возникают в ситуациях повышенной напряженности (усталость, болезнь), при неудачах в делах или личной жизни, межличностных конфликтах. Самые сильные, трудноуправляемые, наиболее «строптивые» эмоции – аффекты, страхи, страсти, обида, зависть, стрессы.

В последнем случае и необходимы средства и методы произвольной (сознательной) саморегуляции, - укрощение «строптивых» эмоций.

Произвольная саморегуляция

. В эмоциях и чувствах отражается то, что привлекает или отталкивает человека, чего он боится, чему радуется и что его печалит, как он относится к явлениям общественной жизни и к социальным ценностям (гражданским, нравственным, эстетическим), которые существуют в обществе.

Стресс, дистресс

Эмоциональная жизнь человека может быть порой так насыщена, что наступает перегрузка нервной системы – стресс. Он выражается в потере управления своим поведением, неадекватной оценке окружающего, болезненных реакциях. Для стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой вы столкнулись.

Стресс

это нервно-эмоциональное напряжение, превышающее способности организма к адекватному ответу на какие-то экстремальные воздействия.

В современном мире стресс превратился в один из основных источников заболеваний человека.

Какие действия и ситуации приводят к нервно-эмоциональному напряжению и стрессу?

- все виды конфликтных ситуаций;

- обвинения, особенно несправедливые, высказанные в оскорбительной, грубой форме;

- неожиданные, психологически неприемлемые приказы, распоряжения;

- нагромождение всевозможных дел и дефицит времени на их выполнение;

- личные неблаговидные поступки;

- разочарование в людях, в работе, в ранее принятой позиции, в ранее отстаиваемых подходах и установках;

- длительное ожидание чего-либо, в связи с этим перевозбуждение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Таламическая концепция Кэннона - Барда
В 1928 году Ульям Кэннон и П. Бард сформировали свою таламическую концепцию эмоций, где центральной составляющей в запуске эмоциональных состояний являлся таламус. По их мнению, таламус выполняет роль "диспетчера", который при возникновении эмоциональных ситуации одновременно посылает информацию вегетативной нервной системе и ...

Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. Факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков
Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в общест­ве, найти свое место в жизни, а также раз­вить свои потенциальные способности. Количество школьников, которых вы­деляют как учащихся с девиантным пове­дением, к ...

Теоретические положения формирования «Я-концепции»
Я-копцепция - идентичность формируются у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем, как показывают специальные психологические исследования, у воспитанников детских учреждений этот процесс протекает иначе, чем у семейных детей. Отечественный психолог Н. Н. Авдеева провела серию остроумных экспериментов. Ома воспользовалась изве ...