Анализ данных констатирующего эксперимента

Инфо по психологии » Развитие внимания младших школьников » Анализ данных констатирующего эксперимента

Испытуемым была предложена методика Шульте-Горбова, в ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые наглядно изображены в диаграмме (рис. 1), количественные же показатели по данной методике представлены в Приложении 4.

Рис. 1. Количественные показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в абс. значениях)

Исходя из количественных подсчетов, на первом этапе исследования средним значением переключаемости внимания является значение в 5,9 секунд – показатели ниже данного значения указывают на высокую переключаемость внимания, показатели выше на низкую.

Таким образом, анализ данных на первом этапе исследования показывает (рис. 2), что среди исследуемой группы детей преобладает высокий уровень переключаемости внимания (45%), но следует отметить, что также значительны показания среди детей с низким уровнем переключаемости внимания (25%).

Рис. 2. Показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в %)

Следующим нашим шагом в первичном сборе данных была диагностика уровня концентрации и устойчивости внимания среди исследуемой группы детей, для этих целей нами была использована методика корректурная проба Бурдона (Приложение 2). Нами были получены данные, которые представлены в диаграмме (рисунки 3 и 4), индивидуальные показатели по каждой шкале представлены в Приложении 5 рассмотрим их.

Рис. 3. Показатели уровня концентрации внимания среди испытуемых (в %)

Анализ данных уровня концентрации внимания на данном этапе показывает, что среди испытуемых детей преобладает средний уровень, но при этом следует отметить, что среди испытуемых девочек преобладает высокий уровень концентрации внимания (46%), а у испытуемых мальчиков данная характеристика значительно ниже и установлена на среднем уровне (52%).

Подобные данные указывают на гендерные различия в развитии данной характеристики внимания, т.к. мальчикам тяжелее сохранять устойчивую концентрацию внимания, чем девочкам того же возраста.

Кроме диагностики концентрации внимания методика корректурной пробы Бурдона предполагала определение устойчивости внимания, рассмотрим полученные данные данной характеристики на первом этапе исследования (рис. 4).

Рис. 4. Показатели уровня устойчивости внимания среди испытуемых (в %)

Рассматривая и анализируя полученные данные по устойчивости внимания, мы можем сделать заключение, что уровень развития устойчивости на первом этапе среди исследуемой группы находится на среднем уровне (52 – 54 %), как среди девочек, так и среди испытуемых мальчиков.

Однако с помощью φ* - углового преобразования Фишера нами получены результаты, свидетельствующие о том, что среди мальчиков статистически чаще встречаются низкий уровень переключения внимания (46,2%), чем среди девочек (φэмп. = 2,59 > φ кр. = 2,31, p ≤ 0,01). Что касается результатов по методике корректурная проба Бурдона, то и здесь были выявлены некоторые различия между испытуемыми девочками и испытуемыми мальчиками. Среди девочек больше испытуемых со средним уровнем устойчивости внимания (60%) (φэмп. = 1,89 > φ кр. = 1,64, p ≤ 0,05), а среди мальчиков больше испытуемых с высоким уровнем концентрации внимания (50%) (φэмп. = 2,07 > φ кр. = 1,64, p ≤ 0,05). Более подробно расчеты представлены в Приложении 6.


Особенности психического развития в дошкольном возрасте
Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом. Л.С. Выготский, который отмечал развитие произвольности как одну из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывал это с появле ...

Основные задачи семьи ( создание условий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранения семьи, обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитание у ребёнка цен
Семейное воспитание- сложная система. На него влияют наследственность и природное здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность , социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания ( место дома), отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется ...

Этапы формирования энграмм
Энграмма — след памяти, сформированный в результате обучения. Описание памяти может быть выполнено по динамике развития процессов, приводящих к формированию энграммы, по состоянию памяти, характеризующему ее готовность к воспроизведению энграммы, по устройству, характеризующему состав энграммы. Наконец, еще один способ — это описание па ...