Социально-психологические особенности спортивной группы
Страница 5

Инфо по психологии » Управление процессом формирования команды волейболисток » Социально-психологические особенности спортивной группы

Среди мотивов выделяют 3 основных: мотивацию на задание, мотивацию аффилиации и самомотивацию.

Командные факторы, связаны с групповыми критериями эффективности, желанием добиться успеха и стабильность команды. Команды, характеризующиеся большим стремлением к групповому успеху, обычно демонстрируют более высокие уровни групповой сплоченности.

Факторы руководства, включают стиль и поведение тренеров и учителей физической культуры, а также их взаимоотношения с группами. Называют и другие факторы, предопределяющие сплоченность. Эти факторы также имеют непосредственное отношение к сплоченности.

Рассмотрим некоторые из них:

Командная удовлетворенность и сплоченность имеют много общего. Хотя между сплоченностью и удовлетворенностью отличают тесную взаимосвязь, для объяснения взаимоотношения между сплоченностью, удовлетворенностью и результатом используют 2 различные модели.

Подчинение. В результате психологических исследований было установлено: чем сплоченнее команда, тем больше влияния группы отдельных ее членов.

Стабильность характеризует степень "текучести кадров" в команде. Команды с относительно постоянным составом в течение определенного периода времени являются более стабильными, сплоченными и в конечном итоге успешно выступающими. Сплоченность и стабильность команды характеризуются круговой взаимосвязью. Команды с высоким уровнем сплоченности характеризуются высокой сопротивляемостью "разрыву" команды по сравнению с командами с низким уровнем сплоченности.

Групповые цели. В условиях взаимодействия группы цели устанавливаются для всей группы. Групповые цели не являются простой суммой личных целей. Члены группы, которые считали, что их команда сосредоточена на определении групповой цели и соревновании, характеризовались более высокими уровнями сплоченности.

Приверженность занятиям. Установлено, что около 50% занимающихся бросают занятия спортом. У людей, бросающих занятия, более слабое восприятие задания, поставленного перед коллективом, и более низкий уровень социальной сплоченности в сравнении с теми, кто продолжает заниматься. Занимающиеся с высоким уровнем сплоченности реже пропускают занятия и реже опаздывают, чем занимающиеся с низкими уровнями сплоченности. Сплоченность не всегда улучшает групповую деятельность, тем не менее, она создает среду, которая способствует положительному взаимодействию между членами группы.

Препятствием формированию групповой сплоченности являются: столкновение личностей в группе, конфликты, нарушение общения между членами группы или между руководителем группы и ее членами, борьба за власть одного или нескольких членов группы, частая смена членов группы, не согласие с групповыми целями.

Сплоченность развивается посредством общения по поводу задания тренера и социальных проблем. В результате члены группы становятся более открытыми, больше общаются и внимательнее слушают друг друга. Большую роль в повышении открытости общения играет тренер [24].

Отношения между спортсменами отличаются большим своеобразием: они устанавливаются довольно легко и носят открытый характер. В большинстве случаев спортсмены сразу же начинают называть друг друга по имени. Однако за кажущейся фамильярностью часто скрывается чувство. Усилия, а нередко и страдания, связанные с достижением победы, вызывают у спортсменов по отношению к своим коллегам искреннее сострадание.

Можно сказать, что в результате вступления в спортивные отношения с другими людьми выявляется подлинное значение личности человека и его свободы. Зачастую в этих отношениях наиболее отчетливо выступают лучшие стороны человека.

Чем объяснить тот факт, что человеческие отношения в спорте достигают такой глубины, и что спорт становится фактором, играющим важную роль в установлении между людьми самых разных отношений?

Дело в том, что существенный для спорта элемент физического контакта особенно сближает людей. Это создает основу для установления отношений равенства между ними, человек сильнее осознает, что он существует "для кого — то" и "вместе с кем — то". Физические упражнения устраняют физическое "расстояние".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Диагностика тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен Цель: определение общего уровня тревожности ребенка. Тест позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопа ...

Современные отечественные периодизации психического развития
Линию Л. С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин. их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах: 1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основания брались хотя и характерные, но внешне отдельные признак ...

Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям: 1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема: · объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания); · стандартизованные самоотчеты: · тесты-опросники, открытые опросники; ...