Социально-психологические особенности спортивной группыСтраница 6
В тех видах спорта, где приходится иметь дело с риском, людей объединяет чувство общей опасности, и это ещё больше сплачивает их в спортивной жизни. Спорт даёт человеку возможность свободно раскрывать себя в деятельности, которая ему по душе, содействует его самоосвобождению и ведёт к более естественному образу жизни. Именно поэтому спортсмены в отношениях между собой более доверительны, откровенны и общительны.
Значение спорта в том, что он вырабатывает в людях трудолюбие, способствует устранению "неспортивных" различий, например различий классовых или культурных. Спорт уничтожает многие барьеры, мешающие развитию человеческих отношений. Спорт также представляет собой фактор, который способствует преодолению склонности человеческой души к одиночеству, так как благодаря участию в соревнованиях эта сторона человеческой природы в некоторой степени видоизменяется и приобретает новые качества.
И, наконец, если верно, что все факторы, способствующие установлению человеческих отношений, есть в спорте, то эти человеческие отношения становятся сильнее в результате требований, которые предъявляет к человеку неотделимое от спорта чувство товарищества.
Спорт способствует развитию человеческих отношений, необходимость чего очевидна.
Следовательно, развитие таких отношений становится функцией спорта, которую он выполняет не только в своих собственных интересах, но и в интересах всего общества. Осуществление спортом этой функции приводит к выработке у занимающихся им определенного образа жизни и поведения, воздействующего и на другие сферы жизни. Этому образу жизни и поведения органически присущи простота, искренность, прямота и уважение к окружающим [5].
Психологический климат — объективно существующее явление. Он создаётся под влиянием двух факторов:
1) социально — психологическая атмосфера общества в целом.
2) микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды.
Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом.
Очень важным является и понятие социально — психологического климата как одного из компонентов внутренней структуры малой группы. Он определяется стойким настроением последней, от которого зависит степень активности группы в достижении стоящих перед ней целей. Большой интерес вызывает и социально — психологическая атмосфера группы, которая не всегда отчётливо осознаётся в силу того, что обладает меньшей по сравнению с климатом устойчивостью. На её развитие в значительной степени оказывают влияние внешние отношения группы, которые складываются из взаимоотношений спортсменов с судьями, зрителями и др.
Но совершенно особое место занимают структура и содержание взаимоотношений спортсменов и тренеров, руководителей и подчинённых в физкультурных организациях, которые нередко играют решающую роль в процессе всей деятельности.
Принятие групповых норм, взаимная привязанность членов группы создают основу для высокой её сплочённости, проявляющейся во взаимопомощи и взаимной ответственности участников.
В.В. Давыдов выделяет несколько факторов, характеризующих привязанность индивида к данной группе:
1) значимость группы для индивида, обусловлена как идеологическими и моральными ценностями группы, так и её способностью удовлетворять потребности индивида;
2) конкретная значимость других групп;
3) ощущение общности судьбы с другими участниками группы;
4) ощущаемый престиж группы.
Эффективность групповых действий связана с характером связей их исполнителей. При этом наилучшее решение проблем достигается не при иерархической структуре, а при более гибкой ситуативно меняющейся структуре.
Членов каждой физкультурно-спортивной малой группы объединяет общая цель и установка на совместное достижение, что, в свою очередь, рождает взаимосвязанность их действий. Поэтому группа не может ограничиться лишь распределением функций между членами. У неё имеется много средств для того, чтобы управлять поведением индивида, используя его внутренние возможности.
Дифференциальная концепция Изарда
После опубликования своей книги "Эмоции человека" (1978) Кэррол Изард в 1980 году создает дифференциальную теорию, в которой выделяет 10 фундаментальных эмоций, образующих основную мотивационную систему человеческого существования:
Интерес - возбуждение
Удовольствие - радость
Удивление - изумление
Горе - печаль
Гнев - яро ...
Индивидуально-психологические особенности как область затруднений общения
Индивидуально-психологические особенности партнеров общения чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей одного участника, другого участника и их принятия друг друго ...
Виды нехимических аддикиций. Гэмблинг
Азартные игры Аддиктивные расстройства лучше изучать на примерах аддикции, не связанных с приемом химических веществ, которые оказывают токсическое воздействие на организм человека и тем самым осложняют понимание основных механизмов аддикции в чистом виде. Азартные игры (гэмблинг) относятся к аддикции, не связанной с приемом каких – то ...