Обоснование выбора и характеристика методов исследования
Методов изучения человеческих взаимоотношений достаточно много. Часть методов характеризует персональное отношение к другим людям, другие – положение данного человека в системе сложившихся внутригрупповых – отношений, третьи – психологию той социальной группы, в которую входит данный индивид и в систему межличностных отношений которой он включен. В данном исследовании нас интересует вторая группа методов, т.е. та, которая дает информацию о положении данного человека в системе межличностных отношений в малой группе. Наиболее надежным и валидным в этой области считается метод социометрии.
Технический аппарат социометрии находит применение в различных сферах социальной психологии, микросоциологии. Данный метод позволяет повысить эффективность деятельности данной группы, регулировать возникновение конфликтов. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов, упомянутых выше.
Необходимо оговорить и методологические основания применения социометрического метода. Социальная действительность, окружающая нас, фиксируется в нашем сознании в двух взаимосвязанных формах – рациональной и эмоциональной. Данные формы отражения лежат в основе перцептивных механизмов и механизмов понимания людьми друг друга. Возникший в результате образ восприятия людей, отношений порождает оценочные суждения относительно них. В оценке и мнениях друг о друге мы можем видеть образы наших реальных взаимоотношений. Именно изучение этих субъективных образов, отражающих реальные процессы, и составляет сущность социометрии. Данный метод на сегодняшний день является одним из основных, позволяющих вскрыть механизмы реального социально-психологического поведения человека в группе. Это возможно объяснить тем, что социометрический опрос, имея дело со специфическими взаимными оценками поведения людей, фиксирует не просто «созерцательную сторону личного отношения к объекту, не просто мнение о другом человеке, а эмоционально-регулятивный аспект взаимоотношений, т.е. психологически потенциальный или реальный характер отношения к другому человеку» [6, с.38]. Такого эффекта социометрия достигает с помощью специфической формулировки задачи на оценивание – в форме вопроса, требующего выбрать либо отвергнуть других членов группы для совместного выполнения задания, совместного удовлетворения той или иной социализированной потребности, совместной учебы и т.д. В результате таких выборов, сделанных всеми членами группы, образуется социометрическая конфигурация, которая и будет отражать реальную структуру и подструктуры взаимоотношений в изучаемой нами группе. Получая знания о положении человека во внутригрупповой структуре, мы определяем его статус, являющийся показателем социально-психологических свойств личности как объекта коммуникаций в группе. Статус фиксирует факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении, взаимодействии с другими в определенных ситуациях.
В данном исследовании был использован один из вариантов данной методики, предложенный Р.В. Овчаровой [53] для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Детям предлагается расселить своих одногруппников в различные жилые помещения: дворец, квартира, изба и шалаш.
Социометрический статус высчитывается по формуле:
С = 4В(1) + 3В(2) + 2В(3) + 1В(4)
К-1
С – социометрический статус,
К – количество испытуемых,
В(1)- количество 1-х выборов (дворец),
В(2)- количество 2-х выборов (квартира),
В(3)- количество 3-х выборов (изба),
В(4)- количество 4-х выборов (шалаш).
Полученные коэффициенты социометрического статуса означают следующее: 3,4 – 3 – лидер,”звезда”;
2,9 – 2,5 – предпочитаемый;
2,4 – 2 – принимаемый;
1,9 – 1 – изолированный.
Данная методика используется с целью получить социометрический коэффициент, который будет использован в дальнейшей работе.
СЕМАН
Рациональная и разъяснительная психотерапия
Важную роль разъяснительной психотерапии в системе лечения больного и, особенно, в системе психотерапии, подчёркивал ещё В.М. Бехтерев. Она высоко оценивается и современными психотерапевтами. Разъяснительная психотерапия может проводиться в виде бесед или лекций с одним или несколькими больными, она может включать в себя рекомендации по ...
Физиологические основы внимания
Идеалистические взгляды на природу внимания можно проследить в работах Г. Лейбница, И. Канта, В. Вундта и У. Джемса. С критикой идеалистических взглядов на природу внимания уже в 20-х годах выступает академик В.М. Бехтерев. Развивая материалистическую линию Сеченова в трактовке вопросов внимания, он доказывает, что внимание, как и други ...
Определение надежности частей теста
Надежность частей теста – характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов теста. Наиболее распространенным способом определения надежности частей теста является метод расщепления, суть которого заключается в выполнении ...