Обоснование выбора и характеристика методов исследования

Методов изучения человеческих взаимоотношений достаточно много. Часть методов характеризует персональное отношение к другим людям, другие – положение данного человека в системе сложившихся внутригрупповых – отношений, третьи – психологию той социальной группы, в которую входит данный индивид и в систему межличностных отношений которой он включен. В данном исследовании нас интересует вторая группа методов, т.е. та, которая дает информацию о положении данного человека в системе межличностных отношений в малой группе. Наиболее надежным и валидным в этой области считается метод социометрии.

Технический аппарат социометрии находит применение в различных сферах социальной психологии, микросоциологии. Данный метод позволяет повысить эффективность деятельности данной группы, регулировать возникновение конфликтов. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов, упомянутых выше.

Необходимо оговорить и методологические основания применения социометрического метода. Социальная действительность, окружающая нас, фиксируется в нашем сознании в двух взаимосвязанных формах – рациональной и эмоциональной. Данные формы отражения лежат в основе перцептивных механизмов и механизмов понимания людьми друг друга. Возникший в результате образ восприятия людей, отношений порождает оценочные суждения относительно них. В оценке и мнениях друг о друге мы можем видеть образы наших реальных взаимоотношений. Именно изучение этих субъективных образов, отражающих реальные процессы, и составляет сущность социометрии. Данный метод на сегодняшний день является одним из основных, позволяющих вскрыть механизмы реального социально-психологического поведения человека в группе. Это возможно объяснить тем, что социометрический опрос, имея дело со специфическими взаимными оценками поведения людей, фиксирует не просто «созерцательную сторону личного отношения к объекту, не просто мнение о другом человеке, а эмоционально-регулятивный аспект взаимоотношений, т.е. психологически потенциальный или реальный характер отношения к другому человеку» [6, с.38]. Такого эффекта социометрия достигает с помощью специфической формулировки задачи на оценивание – в форме вопроса, требующего выбрать либо отвергнуть других членов группы для совместного выполнения задания, совместного удовлетворения той или иной социализированной потребности, совместной учебы и т.д. В результате таких выборов, сделанных всеми членами группы, образуется социометрическая конфигурация, которая и будет отражать реальную структуру и подструктуры взаимоотношений в изучаемой нами группе. Получая знания о положении человека во внутригрупповой структуре, мы определяем его статус, являющийся показателем социально-психологических свойств личности как объекта коммуникаций в группе. Статус фиксирует факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении, взаимодействии с другими в определенных ситуациях.

В данном исследовании был использован один из вариантов данной методики, предложенный Р.В. Овчаровой [53] для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Детям предлагается расселить своих одногруппников в различные жилые помещения: дворец, квартира, изба и шалаш.

Социометрический статус высчитывается по формуле:

С = 4В(1) + 3В(2) + 2В(3) + 1В(4)

К-1

С – социометрический статус,

К – количество испытуемых,

В(1)- количество 1-х выборов (дворец),

В(2)- количество 2-х выборов (квартира),

В(3)- количество 3-х выборов (изба),

В(4)- количество 4-х выборов (шалаш).

Полученные коэффициенты социометрического статуса означают следующее: 3,4 – 3 – лидер,”звезда”;

2,9 – 2,5 – предпочитаемый;

2,4 – 2 – принимаемый;

1,9 – 1 – изолированный.

Данная методика используется с целью получить социометрический коэффициент, который будет использован в дальнейшей работе.

СЕМАН


Приложения
Приложение 1 Бланки психологических заключений Форма А Психологическое заключение I. Общая характеристика возрастного развития 1. Физическое развитие 2. Внешний вид _ 3. Крупная моторика 4. Мелкая моторика _ 5. Темп жизнедеятельности 6. Организация деятельности _ 7. Стеничность _ 8. Реакция на обследование II. Познаватель ...

Концепция А.Р. Лурия «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга»
В настоящее время собран огромный эмпирический материал (анатомический, физиологический, клинический), свидетельствующий о неравнозначности структур и функции левого и правого полушарий головного мозга человека [1, 7]. В данный момент можно считать установленными несколько основных положений, касающихся функциональной асимметрии больши ...

Открытия, способствующие определению концепции состояний памяти (концепция временной организации памяти)
В опытах по запоминанию слогов психологи Дж. Мюллер и А. Пильцекер (1911) обнаружили, что заучивание второго ряда ухудшает запоминание первого. Такое тормозящее влияние одного обучения на другое объясняли нарушением реверберации процессов, развившихся после первого заучивания. Дж.Мюллер и А.Пильцекер применили эту идею для объяснения ре ...