Память. Виды памяти. Связь памяти с другими психическими процессами
Память
– способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.
Виды памыти.
1. По признаку наличия целей выделяют произвольную
и непроизвольную память
.
2. Если при рассмотрении блоков запоминания и воспроизведения акцент ставится на используемых мнемических средствах, то говорят об опосредованном
или непосредственном запоминании
и воспроизведении
.
3. Если имеются в виду главным образом взаимозависимости между блоками хранения и воспроизведения, то выделяют имплицитную
и эксплицитную память
(также называемую осознаваемой и неосознаваемой, или активной и пассивной).
Имплицитная память
– это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.
Чувствительность имплицитной памяти к модальности лежит в основе чувства знакомости.
Осознаваемая память называется эксплицитной.
Кратковременная и долговременная память различаются также и по количеству материала, который удерживается в памяти. Эта характеристика называется объемом, или емкостью памяти. Объем и длительность хранения являются зависимыми параметрами. Объем памяти является константой, и если количество информации превышает пропускную способность памяти, то «лишняя» информация теряется.
Для определения объема долговременной памяти невозможно разработать аналогичную (расчетную) экспериментальную процедуру; объем долговременной памяти принято считать бесконечным.
Стадия формальных (пропозициональных) операций
Формально-операциональные структуры проявляются в способности ребенка рассуждать гипотетически и независимо от содержания предметной области, без конкретной опоры. Формальные мыслительные операции — основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактно ...
Фиолетовый цвет
В то время, как черный означает абсолютное ничто,
фиолетовый представляет собой скрытую тайну…
Готфрид Хаупт: диссертация «Цветовая символика в сакральном искусстве»
Пожалуй, нет другого столь же противоречивого и двойственного цвета, как фиолетовый. В нем соединились страсть красного и сдерживающие компоненты синего цвета. Возбуждаю ...
Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга
В основном все дифференциальные теории основываются на трехмерном представлении системы чувств Вундта, в которой выделяются три пары простых чувств:
удовольствие - неудовольствие,
возбуждение - успокоение,
напряжение - разрешение.
Чувства, располагающиеся по одной прямой, исключают друг друга, т.е. одновременно они существовать не ...