Направления профессиональной деятельности
практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения. ПсиходиагностикаСтраница 3
Таблица 2
Неспецифические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста
Показатель (характеристика) |
Направленность |
Метод диагностики |
Упорядоченность действий Принятие и удержание задачи Целенаправленность действий |
Организация деятельности Произвольная регуляция |
Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба» |
Скорость (быстрота) выполнения действий |
Темп деятельности |
Наблюдение |
Устойчивость работоспособности (длительной и непрерывной деятельности) |
Стеничность (психоэнергетический тонус жизнедеятельности) |
Наблюдение |
Способность к самореализации (способы) |
Личностная активность |
Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба» |
Предпочтение предметных задач, вычленение предметных отношений, ценность достижения результата Предпочтение общения с взрослым (коммуникативная зависимость), ориентация на оценку деятельности Фиксация на собственных переживаниях (рефлексивность), ориентация на одобрение |
Личностная направленность |
Наблюдение |
Преобладание (устойчивость) эмоционально окрашенных состояний |
Эмоциональный фон |
Наблюдение |
Скорость возникновения и прекращения эмоциональных реакций (эмоционального реагирования) Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние |
Эмоциональная лабильность Пластичность |
Наблюдение Наблюдение |
Проявление ситуативной реактивности, эмоциональной заторможенности и эмоциональной возбудимости в эмоциональных состояниях |
Характер эмоциональных проявлений |
Наблюдение |
Реакции на ситуацию обследования (взаимодействия) |
Ситуативное общение |
Наблюдение |
Примечание. Перечисленные показатели являются неспецифическими для большинства методик (тестов) и определяются в процессе как диагностического обследования, так и наблюдения за жизнедеятельностью детей.
В результате обращения к табл. 1 и 2 можно заключить, что диагностика возрастного (психического) развития ребенка осуществляется основными обследовательскими (диагностическими) методами: наблюдением и тестированием. В перечень психодиагностических методов, применяемых в условиях ДОУ, входят также анкетирование, беседа и анализ продуктов детской деятельности (творчества). Обозначим каждый из них в соответствии со спецификой дошкольного возраста.
Тестирование
— метод психологической диагностики, «использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с определенной шкалой значений». Целью использования тестов является «измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства) личности».
Начало беседы
Начало беседы — очень важный этап, и потому им не следует пренебрегать.
Задачи этого этапа беседы следующие:
— установление контакта с собеседником;
— создание рабочей атмосферы;
— привлечение внимания к предстоящему деловому разговору.
Любая деловая беседа начинается со вступительной части, на которую отводится до 10-15% времени. ...
Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка
Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, существенно влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные стереотипы поведения.
Различные варианты нарушения детско-родительской привязанности существенно в ...
Становление возрастной психологии как науки: исторический очерк. История становления возрастной психологии
Описательный (донаучный) этап истории возрастной психологии связывают с тем, что психологические знания существовали в недрах:
§ педагогики, дифференцирующей развитие на возрасты в образовательных целях;
§ медицины, разделяющей онтогенез на основные периоды с позиции физиологических изменений;
§ философии, которая пыталась объяснить ...