Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения. Психодиагностика
Страница 2

Инфо по психологии » Детская практическая психология » Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения. Психодиагностика

Таблица 1

Специфические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста

Показатель (характеристика)

Направленность

Методические средства (методики, тесты)

1

2

3

Развитие перцептивных действий

Овладение сенсорными эталонами (формы, цвета, величины и др.)

Сформированность пространственных отношений (операции сериации)

Объединение элементов в целостный образ

Восприятие

«Коробочка форм»,

«Вкладыши»,

«Пирамидка»,

«Мисочки»,

«Конструирование по образцу»,

«Включение в ряд»,

«Эталоны»,

«Разрезные картинки»,

«Перцептивное моделирование»

Ориентировка в предметных

действиях

Способы ориентировки

Наглядно-

действенное

мышление

«Коробочка форм»,

«Мисочки»,

«Пирамидка»,

«Матрешка»

Развитие модельных действий

(моделирование)

Анализ образца

Образная форма мыслительной деятельности (образное кодирование)

Овладение зрительным синтезом

Развитие ориентировочных действий

Наглядно-

образное

мышление

«Рыбка»,

«Разрезные картинки»,

«Пиктограмма»,

«Перцептивное моделирование», «Рисунок человека»,

«Схематизация»,

«Недостающие детали»

Овладение действиями обобщения и классификации (простые логические отношения)

Овладение действием систематизации (сложные логические отношения)

Знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование)

Логическое

мышление

«Классификация по заданному

принципу»,

«Свободная классификация»,

«Самое непохожее»,

«Систематизация»,

«Пиктограмма»,

«Исключение четвертого»

Отражение логической последовательности в речевой форме

Установление причинно-следственных связей

Развитие последовательного (логического) рассуждения

Словесно-

логическое

мышление

«Дополнение фраз»,

«Последовательность

картинок»

Развитие связного рассказывания

Объем активного словаря

Логопедические дефекты

Активная речь

«Вопросы по картинкам»,

CAT (Child Apperception Test — Детский апперцептивный тест),

«Последовательность картинок»

Сформированность игровых

действий:

замещение и манипуляция

принятие и удержание роли

Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета)

Игра в контексте

мышления

и воображения

«Свободная игра»,

«Игровая комната», наблюдение за игровой деятельностью

(игры с правилами, сюжетно-

ролевые игры, предметно-манипуляционные)

Образная и вербальная креативность

Беглость, гибкость, оригинальность

Творческое воображение

«Дорисовывание фигур», «Рисунок несуществующего животного»,

«Три желания»,

«Назови картинку»,

«Что может быть одновременно»

Овладение координацией движений

Общая двигательная активность

Разработанность пальцевой и кистевой техники

Наличие ведущей руки (позиции)

Крупная и мелкая моторика

«Играв мяч»,

«Повтори за мной»,

«Бирюльки», свободные движения (походка, бег), свободный рисунок

Преобладающий тип внимания

Объем и устойчивость внимания

Внимание

«Найди такую же», «Коррективная проба» (детский вариант)

Социальный статус

Конфликтность

Коммуникативные предпочтения

Семейные и партнерские взаимоотношения

Формы и средства общения

Общение

«Два дома»,

«Рисунок семьи»,

«Игровая комната», «Дополнение фраз»,

CAT,

«Рисунок человека», «Социометрия»

Самооценка и уровень притязаний

Ценностные ориентации

Устойчивость, направленность и осознанность мотивов

Потребность в самоактуализации

Личностные черты и качества

Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные)

Личность

«Лесенка»,

«Семь карточек», «Эмоциональное лото», CAT, «Рисунок человека», «Дополнение фраз», «Три желания»,

тест Розенцвейга (детский вариант), «Пиктограмма»

Механическое запоминание

Опосредованное запоминание

Произвольная память

«10 предметов»,

«10 слов»,

« Пиктограмма»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Становление эго-психологии. Эго-психология: результат развития психоанализа
Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по ч ...

Коммуникативная концепция Оутли - Джонсон-Лэрда
Третья из наиболее "свежих" моделей эмоций созданная в 1998 году представляет довольно своеобразное объединение ряда весьма разнородных принципов и идей. Авторы этой концепции попытались объединить биологический подход к эмоциям, заложенный в уже упомянутой работе Дарвина, и соответствующую ему теорию базовых эмоций, с когнити ...

Рефлексология
Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под воздействием работ И.П. Павлова (1859 – 1936) и В.М. Бехтерева (1857 – 1927). Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и считала в те времена своим предметом продукты деятельности этих органов – ощущения. Павлов и Бехтерев обратились ...